Теневая экономика как угроза финансовому суверенитету России

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть теоретические основы теневого сектора экономики и проанализировать влияние теневых процессов на финансовый суверенитет РФ.

Введение и актуальность


Подчиненность налоговой политики исключительно текущим фискальным интересам, а именно - максимальному привлечению поступлений в местные и государственный бюджеты, вызывает чрезмерный налоговое давление на хозяйственные субъекты. Это, опять-таки, стимулирует сокрытие реальных объемов экономической деятельности, вывода ее в "тень".
Для сравнения в Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%). В этих самих странах - развитый теневой сектор. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария (41,4% и 39,7% соответственно) - имеют сравнительно небольшой теневой сектор. По оценке профессора Шнайдера, именно через прямые и косвенные налоги 55% предприятий переходят в теневой сектор
Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки - естественный результат деятельности государства, несостоятельной обеспечить реальное сбора налогов, стремится компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения. Сокращение налоговых платежей вызывает рост налоговой нагрузки, которое, в свою очередь, вызывает рост налоговых правонарушений. Это снова сокращает налоговые платежи и увеличивает налоговую нагрузку на законопослушных налогоплательщиков, количество которых постоянно сокращается. Процесс возобновляется на новом уровне. Законопослушный налогоплательщик должен отдать в виде налогов, по разным оценкам, от 60 до 90% прибыли.
Также важным фактором распространения "теневой" экономической деятельности в пограничном регионе законодательная неурегулированность механизма возмещения НДС субъектам внешнеэкономической экономической деятельности. Кроме избирательный характер, разработаны и применяются уголовные схемы осуществления внешнеэкономической деятельности, по которым НДС возмещается без осуществления экспорта вообще. В конце концов, именно из-за "тенизации" НДС фактически превратился из источника бюджетных поступлений фактор формирования государственного долга.

Заключение и вывод

В первой части работы дана общая характеристика теневой экономики. На данный момент не существует единого понятия теневой экономики. Имеется множество подходов к определению этого понятия, а именно: экономический подход, социологический, кибернетический, правовой, учётно-статистический подход, формально-правовой подход, криминологический подход, а также комплексные подходы, которые и были рассмотрены нами в работе.
Причинами образования и распространения теневой экономики является масса факторов, которые, в общем виде, можно разделить на две крупные группы: факторы, содействующие и мешающие занятию неформальным предпринимательством.
В целях оценки масштабов теневой экономики на настоящий день имеется довольно много методов, перечислим самые основные, а именно: прямые методы; косвенные методы (статистика), включающие метод расхождений (сравнение), итальянский метод, монетарные методы; структурный метод; экспертный метод; смешанные методы. Отметим, что многообразие применяемых методов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки параметров теневой экономической деятельности, критериев достоверности результатов. Объективную оценку теневой экономики можно дать только при комплексном использовании различных методов.
Во второй части работы мы рассматривали особенности теневой экономики РФ. По её итогам отметим следующее. Теневая экономика в дореформенный период была связана с коррупцией, хищениями государственного имущества, получением нетрудовых доходов, нарушением законов (либо использованием «пробелов» в законодательстве). Теневая экономика как приметное явление советской жизни появилась в конце 50-х – начале 60-х годов. Теневая экономика была наиболее развита не в центральных районах СССР, а на периферии. Также нами были проанализированы в работе труды различных исследователей, посвященных теневой экономике в дореформенной России.
В 90-е годы на увеличение теневой экономики в России большое влияние оказали явные ошибки и просчеты в проведении государственными органами экономических реформ. Отметим, что, к сожалению, отдельные органы и даже само государство вначале 90-х являлись активными участниками теневых операций. Его представители наживались на приватизации, продавали природное богатство, основывали финансовые пирамиды, вызывали финансовые коллапсы. Многочисленные зарубежные и отечественные экспертные изучения показывают увеличение теневой экономики в современной России. У России есть обстоятельные проблемы с нелегальным оттоком денежных средств. Были утрачены сотни млрд. долларов, их можно было бы потратить для инвестирования отечественного здравоохранения, образования и инфраструктуры. Проблема теневой экономики превратилась для России в угрозу национальной безопасности.
Нами были рассмотрены существующие меры по снижению масштабов теневого сектора экономики, а именно: снижение уровня дифференциации доходов населения; изменение налогового законодательства; легализация теневого капитала и экономическая амнистия; борьба с отмыванием незаконных доходов; ограничение коммерческой и банковской тайны; легализация ранее запрещённых видов деятельности; необходимость ужесточения законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Таким образом, проявления теневой экономической деятельности наблюдаются почти на всех этапах организации и осуществления финансово-хозяйственной деятельности, что приводит к необходимости комплексного использования организационно управленческих, административных, криминально-правовых средств, направленных на предотвращение дальнейшей тенизации национального хозяйства, затруднения теневого экономического оборота на современном этапе.
Подводя итог вышеизложенное, вполне логично отметить, что получить теневые доходы в современных условиях хозяйствования можно от любого вида теневой деятельности. Среди населения наиболее распространена неформальная занятость, среди преступных группировок - криминальный промысел. В то же время население прибегает к теневой деятельности по целью получения основных или дополнительных доходов необходимых для выживания, преступные же группировки - для обогащения. Собственно теневая деятельность последних и формирует значительное большинство всех теневых доходов.
В общем, теневая деятельность предстает «сферой занятости» широких слоев населения. В борьбе с ней нужно исходить из объективной реальности и мирового опыта, который показывает, что в реальных политических, экономических и социальных условиях полностью преодолеть теневую экономику практически невозможно. Ориентиром может быть только ее ограничение до уровня развитых стран мира. В данном аспекте, государственная экономическая политика должна быть ориентирована не в борьбе с этой объективно существующей проблемой, а на совершенствование институциональной среды страны с тем, чтобы было невыгодно заниматься теневой экономической деятельностью

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ