Технология создания сценического образа

Говоря о восприятии сценического образа, мы подразумеваем широкое восприятие, которое как отмечал Л.С. Выготский выходит за пределы человеческого зрения и слуха, далеко за физиологические и физические барьеры [2]. Психологические аспекты восприятия личностью сценического образа характеризуются колоссальным значением в ее формировании и развитии, поскольку личностное проживание сценического образа вместе с актером предоставляет новые знания о различных социальных ситуациях и чувственном опыте их проживания. При этом у индивида присутствует возможность анализа собственного жизненного и эмоционально-чувственного опыта, сравнивая себя с героями произведения и отождествляясь с ними. Это имеет большой положительный эффект с точки зрения психологии, поскольку реальный жизненный опыт может быть гораздо болезненнее по сравнению с опосредованно проживаемым. Например, проживая вместе с актерами ситуацию войны, человек может сформировать собственное морально-нравственное и эмоционально-чувственное отношение к определенным паттернам поведения, актуальным для ситуации (предательство, героизм, уклонение, служение и пр.), тогда как реальное проживание ситуации войны опасно не только для психики, но также несет непосредственную угрозу жизни. В ходе анализа и примерки на себя поступков героев, индивид может формировать собственные ценностные ориентиры, воплощая их в своей повседневной реальной жизни. Таким сценическим образом реализуются аналитически-действенные и теоретико-познавательные функции [4].
Стоит отметить возможность достижения психологического эффекта от проживания сценического образа непосредственно в театре. При этом крайне важно, что этот эффект достигается всеми участниками процесса. Иными словами, новый морально-нравственный и эмоционально-чувственный опыт обретают не только зрители, но также исполнитель, который создает и воплощает сценический образ. Это является результатом творческого взаимодействия, совместного участия в процессе зрителей и актеров как группы, что позволяет и тем, и другим прочувствовать различные оттенки художественного образа, опираясь на эмпатические свойства своей личности. Во-вторых, предположение об архетипичности нашего бессознательного свидетельствует о необходимости расширения актером границ своего сознательного в сторону бессознательного для более глубокой и точной передачи образа непосредственно в работе над ним, а зритель совершает тот же процесс расширения границ сознательного, приходя в театр и наблюдая подлинную и точную игру актеров [9].
Итак, выделяя ключевые характеристики сценического образа следует отметить, что, аналогично всякому художественному образу, сценический образ характеризуется чувственной конкретностью, доступностью для непосредственного восприятия прямым воздействием на чувства человека. В сценическом образе раскрываются природа явлений, лежащие в их основе существенные закономерности и черты. При создании реалистического сценического образа способом обобщения является типизация. Отдельный персонаж, явление и пр. выступает при типизации в качестве представителя большого ряда лиц, явлений одного и того же рода. В одной конкретной личности суммированы многие человеческие характеры, В одной ситуации запечатлено множество сходных положений. Одновременно стоит отметить, что художественное воссоздание типического в жизни обуславливает необходимость индивидуализации, которая оберегает художника от дидактики и схематизма. В сценическом образе неразрывно соединены объективное и субъективное. Иными словами, всё, что существует независимо от художника (явления самой жизни, конфликты, характеры, обстоятельства, духовный мир человека) и размышления, переживания самого художника, его особое видение изображаемый явлений и отношение к ним.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ