Театральный феномен «домашних театров» России в 18-19 века

Цели и задачи

Цель исследования – изучить феномен «домашнего театра» в культурной жизни Росси ХVIII–ХIX вв.

Введение и актуальность


Вот как писал А.П. Чехов, планируя благотворительный спектакль в Москве 1895 году: «Играть будут только одни литераторы и дамы, имеющие отношение к литературе. Это моя затея. Выпишем Потапенку и Мамина. Поставим, вероятно, «Плоды просвещения», я буду играть мужика. Когда-то я хорошо играл, теперь же, кажется, у меня не хватит голоса».
Таким образом, домашние театры были популярным развлечением в дореволюционной России. При этом часто бралась плата за посещение такого представления, а вырученные деньги обычно отдавали в богадельню, школу или больницу.
2.2. Публичные крепостные театры

Изначально крепостные театры были предназначены для узкого круга зрителей, для родных и друзей владельца. Однако популярность этого явления росла, и крепостной театр из «домашней» затеи превращался в коммерческое предприятие и становился театром публичным. Поэтому, говоря «домашний театр», довольно сложно обозначить границы такого явления. Да, это домашний, усадебный театр. Однако нередко вельможа мог принимать в нем такое количество людей (и не всегда знакомых), что театр переходил в разряд «публичного». Тем не менее, это совсем не то же самое, что государственные театры, или частные профессиональные, такие как театр К. Книппера, или М. Медокса.
Особенно большое количество публичных крепостных публичных театров было первом десятилетии XIX века. Больше всего их было в Москве и Петербурге. Если всего насчитывалось 103 городских крепостных театра, то 53 действовали в Москве, 27 — в Петербурге.
На переферии тоже располагалось значительное количество театральных заведений: 63 театра в Московской губернии, в Петербургской — 30, в Курской, Орловской, Пензенской, Нижегородской — 5-7, Воронежской, Владимирской, Полтавской, Смоленской — 2-4 и, наконец, в Симбирской, Волынской, Вологодской, Псковской — по 1 театру на губернию.
Лишь некоторые из усадебных театров этого периода перечислены в таблице 1.
Таблица 1
Распространение усадебных театров во второй половине XVIII в.
Губерния Город/поселок Владелец
Владимирская Андреевское, Владимирского у. граф А.Р. Воронцов

Заключение и вывод

Таким образом, в работе рассмотрен период ХVIII–ХIX вв. для которого характерно появление особых учреждений театрального искусства – домашних театров. Такая форма организации театральной деятельности возникла во многом благодаря реформам Петра I, который «открыл окно в Европу» и повысил значение культуры и просвещения в России, второй фактор - освобождение дворян от обязательной 25-летней гражданской и военной службы. Также следует отметить, что именно в России такой вид театров возник и получил распространение благодаря явлению крепостничества, поскольку труппы домашних театров состояли, как правило, из крепостных крестьян. Домашние театры часто организовывались с большим размахом и профессионализмом, становились публичными и могли конкурировать с государственными профессиональными театральными учреждениями. Тот факт, что в России было более 170 крепостных театров, говорит о широком распространении данного явления.
Очевидно влияние русского крепостного театра на распространение и в нашей стране основных идей просветительства и на знакомство с европейской театральной культурой и литературой. Тем не менее, домашние театры были явлением противоречивым. С одной стороны, они были частью культурной жизни и способствовали просветительству и развитию театрального искусства, появлению талантливых актеров. С другой стороны, крепостные актеры зачастую претерпевали жестокое обращение, и это ставит под сомнение высокий культурный смысл такого явления как домашний театр тех времен.
Так или иначе, крепостные театры практически прекращают свое существование театры к началу 40-х годов ХIX в, уступая место частным труппам, состоящим из вольнонаемных актеров, и государственным театральным коллективам.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ