Театральные журналы 20 века(журнал «театр и искусство»)

Цели и задачи

Целью работы является рассмотрение особенностей журнала «Театр и искусство».

Введение и актуальность


Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность социального конфликта. Состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными нравственными исканиями, которые привнесли в общественное сознание России уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как время духовного ренессанса.
Конец ХIХ века ознаменован промышленным подъемом в России. Это эпоха капитализации практически всей русской жизни связано. В это время продолжается рост количества прессы, появляются все новые типы периодических изданий. Вместе с тем наблюдается пока еще немногочисленный рост провинциальной частнособственнической газетной печати, происходит дальнейшее увеличение числа разных еженедельников, ежемесячных журналов, в том числе и иллюстрированных.
«Толстый» русский журнал пока еще сохраняет роль «руководителя общественного мнения», он как бы выделяет из состава журналы по различным интересам. В эту пору складываются отраслевые периодичские издания: журналы для юношества, самообразования («Мир божий»), журнал для семейного чтения («Семья»), журналы научно-популярные («Журнал для всех», «Вокруг света», «Наука и жизнь»,), издания научно-философские («Научное обозрение»), а также педагогические («Образование»), издания искусств («Мир искусства», «Искусство и художественная промышленность»). Однако некоторые из них тяготеют к энциклопедичности («Журнал для всех»). Отдельное развитие получают деловые и духовно-религиозные издания.
В 1890-е годы появляются еще и такие общенациональные значительные газеты, как «Россия», «Курьер», «Русское слово». Многие газеты обзаводятся некоторыми приложениями, практикуются также вторые (дневные) выпуски. Наряду с этим, растут тиражи газет, одновременно улучшается их информационное обеспечение. Формируются первые в России издательские концерны А.С.Суворина, И.Д.Сытина и других.
Капитализация и индустриализация общественной жизни активизируют поиски закономерности ее развития, дифференцируется политическое направление. Позитивизм овладевает большей частью интеллигенции. Одновременно народничество испытывает многочисленные серьезные трудности «в объяснении исторических судеб России». Также отмечается рост интереса к марксизму, к идеям исторического материализма.
Поскольку происходит качественный и количественный скачок прессы, то издатели в той или иной степени стараются охватить как можно большие сферы общественной жизни. И культура здесь не является исключением. К тому же, конец девятнадцатого столетия связан с кардинальными изменениями в жизни театра. Появляется новое видение постановок, критикуются старые, изжившие себя принципы построения пьес, их музыкального сопровождения. Многие деятели искусства, которые в той или иной степени были задействованы в изданиях газет и журналов, в это время открыто выступают с высказываниями против действующих постановок, отдавая предпочтение новым веяниям. Например, известный деятель искусства, театральный критик того времени Глаголя на странницах журнала «Артист» ведет рубрику «Наша сцена с точки зрения художника». В его статьях критике поддаются не только декорации, но и одежда артистов, художественные и режиссерские приемы. Он также замечает, что режиссеру необходимо иметь не только талант, но и художественный вкус.
Одновременно с этим в публикациях появляются статьи, восхваляющие постановки пьес Чехова («Чайка»), Островского, которых признают новыми начинателями театрального направления — реализма. В это же время основывают Московский художественный театр К.Станиславский и Нимерович-Данченко.
В начале ХХ века постепенно формируются качественная и массовая прессы. Старые направления в прессе: консервативные, либеральные и демократические (социалистические) сохраняются, хотя существуют издания, которые стоят в стороне от главных партийных направлений, декларирующих свою независимость. К таковым можно отнести, например, «Русское слово», «Биржевые ведомости».
Организованное в 1899 году как либерально-буржуазное издание, газета «Россия», благодаря участию в ее производстве известных фельетонистов В.М.Дорошевича и А.В.Амфитеатрова, приобретает большую популярность. Требования политической перемены в стране, ожидание реформ, критика действий некоторых правительственных чиновников высокого ранга, а также намеки и иносказания создают ей славу буржуазной смелой газеты.
В связи с этим, появляются новые издания, которые, напротив, отражают на своих страницах вопросы искусства. К таковым можно отнести, например, «Мир искусств» С.Дягилева, «Новый путь» Д.Мережковского, «Весы» В.Брюсова. Так же набирают обороты отраслевые театральные издания.
«Оживление русской политической печати после разгрома Московского вооруженного восстания в декабре 1905 года и общего спада революционного движения в стране сменилось закрытием ряда газет и журналов, вытеснением революционных изданий из легального сектора».
Социальные противоречия, обострившиеся с войной (нехватка продовольствия в промышленных городах, увеличение продолжительности рабочего дня, военные неудачи и сама затянувшаяся на годы война), привели весной 1917 года к буржуазно-демократической народной революции и отречению Николая II от престола. Власть переходит к Временному правительству. Центральные издания публикуют на своих страницах преимущественно информацию политической направленности, являясь рупором новой власти. Поэтому темы искусства перебираются в отраслевые издания в провинции.
Краткие выводы

Заключение и вывод

Конец девятнадцатого – начало двадцатого веков можно считать одним из этапов развития отечественной журналистики. В это время происходит начало сегментирования прессы: появляются новые отраслевые газеты и журналы, среди которых особняком стоят издания, посвященные театральной жизни страны.
Этот процесс, отражающий повышенный интерес к данному виду искусства, не случаен, так как в это время начинают закладываться основы нового русского театра. Большинство постановок обращено теперь к русским классикам и темам, которые они предлагают. На сцене все чаще появляются пьесы Островского, Гоголя, Чехова и Горького. Современный тому времени зритель начинает все больше разбираться в театральном искусстве, сравнивать русскую сцену с европейской, давать оценочное суждение. Несомненно, во всем многообразии информации позволяли ориентироваться именно театральные издания.
Провинциальная пресса несколько отличалась от центральных изданий, но во многом была схожа с ними. Во-первых, сами темы, которые отражали театральную жизнь, избирались таким образом, чтобы были видны происходящие изменения. Во-вторых, этот период характеризуется сравнительно новым направлением — появлением театральной критики. Эксперты в области искусства выступали в виде авторов статей, в которых давался обзор новым постановкам.
Условно говоря, как и два столетия назад, вновь появились журналы «для всех» и «не для всех». Первые дают информацию, важную для самой широкой аудитории, помогая ей ориентироваться в общественной среде (например, иллюстрированный еженедельник новостей), или специфическую информацию, в определенный исторический период «полезную всем» (практически-рекомендательный популярный журнал); а также информацию, связанную с темами, отражающими общность интересов: единство досуга (зрелища, спорт), единство постоянных забот (здоровье, семья, дети, дом, автомобиль и пр.). Вторые — журналы с более прицельной аудиторной ориентацией, выделяют особые интересы «малых общностей», аудиторных групп.
Следует отметить, что большинство рецензий на спектакли носили негативный характер и показывали, что старые принципы постановок больше не работают. Акцент делался на новые веяния. Особое внимание уделялось теперь не только игре актеров, но и тому, во что они одеты, в каких декорациях играют, как поют и что говорят. Даже мельчайшие детали подмечались и выносились затем на всеобщее обсуждение.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ