Структура психики человека

Суперэго делится на две составляющие: совесть и эго-идеал. Совесть формируется посредством наказания родителей за нехорошее поведение. Совесть включает в себя критическое отношение к самому себе и чувство вины за проступок. Эго-идеал формируется посредством одобрения и похвал родителей. Эго-идеал включает в себя чувство самоуважение и чувство гордости.
Суперэго мотивирует человека на самосовершенствования путем подавления своих низших влечений, исходящих от ид.
Сознание — это высший уровень психического отражения и саморегуляции, который является совокупностью чувственных и интеллектуальных образов, которые в непосредственном виде предстают пред личностью в его внутреннем опыте. В психологии под сознанием понимается высшая, характерная для человека форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающей действительности, образования у человека внутренней картины мира, вследствие чего достигается познание и преобразование окружающей реальности [11].
Е.Н. Кишкель выделяет следующие основные функции сознания:
1. Познавательная функция сознания, отвечающая за познание окружающей реальности, формирующая представление о реальности, тем самым, приобретая фактический материал, посредством ощущения, мышления и памяти.
2. Накопительная функция формируется за счет познавательной особенности. Ее суть состоит в том, чтобы в человеческом сознании и памяти собирается множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций, как только от индивидуального опыта, но также действий других современников и предшественников.
3. Оценочная функция сознания (отражательная), посредством которой индивид сравнивает свои потребности и интересы с данными об окружающем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», тем самым, способствуя формированию самопознания, самосознания и самооценки.
4. Функция целенаправленности, реализуется вследствие анализа полученного опыта, человеком, которого не удовлетворяет окружающая действительность и он стремится изменить ее в лучшую сторону, формируя для себя конкретные цели и пути их достижения.
5. Креативная (творческая) функция сознания, отвечающая за образование новых, ранее неизведанных образов и понятий посредством мышления, воображения и интуиции.
6. Коммуникативная функция реализуется посредством языка. Выглядит это таким образом: люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию [12].
Л.Д. Столяренко выделяет следующие свойства сознания: построение отношений, познание, переживание [13].
Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют, как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
По мнению Д. Куна, сознание может развиваться у человека лишь при социальной коммуникации. «В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда» [14].
Р.С. Немов отмечает, что «первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения» [2].
В. П. Зинченко выделил следующие слои сознания:
1. Бытийное сознание (сознание для бытия), которое включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы.
2. Рефлективное сознание (сознание для сознания), которое включающее в себя: 1) значение — это содержание общественного сознания, которое усваивается человеком, например, операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения (понятия); 2) смысл – это субъективное понимание и отношение к ситуации, информации [10].
Для самосознания нужно сформировать себя в качестве личности, не смотря на стремительно изменяющиеся ситуации, т.е. всякий раз оставаться самим собой и уметь поддерживать себя в трудных ситуациях. В целях возвышения себя в своем сознании нужно: 1) непрерывно развивать свои умственные способности и уметь их полностью реализовывать в каждый данный момент; 2) заниматься творчеством во всех его проявлениях, дать возможность проявиться своей индивидуальности, преодолевая застенчивость и самокритику; 3) уметь делать выбор, ставить цели, принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ