Стратегия развития информационных таможенных технологий

Цели и задачи

Цель данной работы заключается в изучении методов и направлений стратегического развития информационных технологий таможенной службы Российской Федерации.

Введение и актуальность


Есть мнение, что создание и развитие Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия на государственной границе РФ, обеспечит упрощение процедур оформления товаров, перемещение экспортно–импортных грузов и обеспечит консолидацию всех контролирующих структур в единое целое, в рамках Координатора и Единого информационного центра.
Межведомственная структура позволит обеспечить:
организацию работы контрольных органов по принципам «одного окна» (однократное представление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль);
перевод в электронную форму межведомственного документооборота;
информационное взаимодействие контрольных органов за счет применения информационных и телекоммуникационных технологий и использования имеющих юридическую силу документов, передаваемых в электронной форме;
защиту информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
исключение субъективизма при принятии должностными лицами контрольных органов решений по вопросам, связанных с пересечением государственной границы Российской Федерации;
сокращение времени и снижение трудозатрат должностных лиц контрольных органов в пунктах пропуска;
сокращение простоев транспортных средств, связанных с проведением государственного контроля;
снижение объема бумажного документооборота между участниками процессов контроля в пунктах пропуска.
Сегодня электронное декларирование является одним их основных способов ускорения процесса таможенных операций, в котором заинтересованы как таможенные органы, так и участники внешнеэкономической деятельности. Использование технологий электронного декларирования должно существенно облегчить труд декларантов, минимизировать количество документов на бумажных носителях, а главное, сделать оперативным и прозрачным обмен документами и сведениями между участником внешнеэкономической сделки и таможней.

Заключение и вывод

Таким образом, автоматизация таможенных процедур сегодня является существенным фактором повышения эффективности деятельности таможенных служб, совершенствования информационных технологий, используемых для таможенного оформления и таможенного контроля; усиления прозрачности таможенных процедур и оперативного управления деятельности в области таможенного дела. Автоматизация таможенных процедур, существенно снижая влияние человеческого фактора, является огромным шагом вперед в деле повышения эффективности деятельности таможенной администрации и способствует устранению условий для развития коррупции.
В условиях развития современных бизнес–процессов во внешнеторговой деятельности актуальным направлением является использования информационных технологий (IT) в процессе таможенного оформления и декларирования товаров и транспортных средств. Программное обеспечение позволяет оперативно оформлять товары и создает единое информационное пространство между всеми подразделениями предприятия, что в конечном итоге приводит к значительным положительным финансовым результатам. Использование бумажных носителей замедляет процесс внешнеторговых операций, что в значительной степени замедляет производственный процесс.
Для перехода на новую систему есть несколько причин. Первое - требования ФТС, второе - желание руководства таможенных постов при уже имеющимся кадровом составе увеличить количество проходящего через пост груза, третье - это соседство со странами, которые уже активно используют электронное декларирование.
На основании проведенного исследования стратегии развития информационных технологий в Таможенных органах Российской Федерации, необходимо сделать следующие выводы:
Готовые продукты в области автоматизации таможенных органов появились в течение последних 10-ти лет;
Все готовые продукты предлагают достаточно хорошую функциональность. Однако они требуют значительных усилий по конфигурации и разработке для регистрации, обработки отчетности и аудита;
Поэтому необходимо глубоко проанализировать бизнес процессы и выполнить анализ «пробелов» в функциональности продуктов;
Необходимо быть готовым инвестировать в управление внедрением, изучение и обучение методологиям внедрения;
Внимательно изучить что более приоритетно: полная замена текущих информационный систем или последовательное внедрение по модулям, пытаясь сохранить лучшее от существующих систем и интегрировать старые сервисы с новыми модулями готового продукта.
Возможно, на этапе реализации намеченных программ будут возникать проблемы и трудности, особенно, если говорить о принципиальной модернизации работы целого ведомства и системы. Несомненно, для реализации поставленных задач потребуются:
новаторские решения, нанотехнологии в создании обучающих программ не только российских участников внешнеэкономической деятельности, но и иностранных;
применение современных технологий, обеспечивающих высокий уровень качества таможенного контроля товарных потоков, что позволит не нарушать целостности, разрушения и/или разборки контролируемого объекта, и это, соответственно, положительно скажется на временном ресурсе;
применение навигационных систем, спутникового мониторинга;
применение технологий автоматизации, связанные с управлением бизнес-процессами и персоналом;
применение программ, объединяющих таможенные, налоговые и банковские электронные базы данных;
совершенствование межведомственного взаимодействия;
создание комплексной логистической инфраструктуры;
создание прозрачности таможенных оформлений.
С точки зрения управления проектами реализации информационных систем, предлагается рассмотреть следующие рекомендации:
Необходимо отойти от навязывания подрядчиком своих методологий, подходов и систем управления проектами;
Для этого необходимо сформировать стандарты ТС РФ по управлению проектами и добиваться их обязательного применения, через включение в техническую спецификацию;
Необходимо сформировать свои системы управления проектам и исходным кодом (конфигурацией) и перевести всех подрядчиков на эти системы;
Необходимо сформировать тестовую зону (контур) для тестирование информационных систем только на мощностях этой зоны, а не на оборудовании подрядчика;
Необходимо сформировать жесткий процесс передачи исходного кода и сборки кода на системе управления конфигурацией и автоматического развертывания кода на тестовой и промышленной зонах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ