Понятие «культурного шока», возможные последствия и методы адаптации к чужой национальной культуре

Исследование британского психолога Д.Б. Мамфорда является одним из немногих работ, цель которых – изучение факторов и обстоятельств, влияющих на культурный шок волонтеров. Исследование проводилось в 1998 г., в первые недели пребывания 475 респондентов в 27 странах. Опросник Д.Б. Мамфорда основывается на шести аспектах, предложенных Р. Тафтом. Некоторые вопросы были добавлены в опросник, составленный автором на основе самоотчетов нескольких сотен визитеров во время пребывания в другой культурной среде. Многие из респондентов писали о тревожности и чувстве неловкости в социальном взаимодействии, о периодически возникающих недоверии и фрустрации.
В результате исследования Д.Б. Мамфорд представил 12 симптомов (аспектов) культурного шока:
общее чувство напряжения от усилий при адаптации к другой культуре;
тоска по семье и друзьям;
принятие местным населением;
желание убежать от окружающей действительности;
отвращение или шок по отношению к новой культуре;
проблемы с ролью и идентичностью в новой культуре;
чувство беспомощности и утраты контроля при столкновении с новой культурой;
усилия, предпринимаемые для того чтобы быть вежливым с принимающей стороной;
неприятные ощущения от окружающих пристальных взглядов;
тревожность и неловкость при встречах с местным населением;
ощущение того, что люди тебя обманывают при покупке товаров;
понимание жестов и мимики при встречах с представителями принимающей страны.
Очевидно, что симптоматика культурного шока довольно разнообразна. Разнобой в описаниях симптомов культурного шока обусловлен, с одной стороны, тем, что большинство концепций носит дескриптивный характер, а с другой – отсутствием попыток классифицировать симптомы, используя существующую теорию стресса, несмотря на то, что термин «стресс аккультурации» активно применяется в науке вместо понятия «культурный шок» на протяжении последних двадцати лет.
Начало данной традиции положил канадский психолог Дж. Берри. Использование концепции стресса позволило исследователям рассматривать культурный шок в контексте преодоления стресса и изучать копинг-стратегии выезжающих за рубеж (временных переселенцев и мигрантов). Наибольшее влияние на этот подход, по меткому замечанию К.Уорд, оказала концепция Лазаруса и Фолкмана. Стратегии преодоления стресса аккультурации изучались, например, у британских экспатриантов в Сингапуре, где были выявлены доминирующие стратегии преодоления стресса: конфронтация, избегание, принятие и поиск социальной поддержки.
На мой взгляд, симптомы культурного шока также целесообразно классифицировать на основе стрессовой симптоматики, проявляющейся в разных сферах психики. К симптомам стресса относят:
в эмоциональной сфере – эмоциональный подъем или, наоборот, обострение тревоги;
в когнитивной сфере – восприятие угрозы, опасности, оценка ситуации как неопределенной;
в мотивационной сфере – мобилизация сил или избегание, потеря мотивации и интересов;
в поведенческой сфере – изменение активности, привычных темпов деятельности.
Таким образом, при анализе симптомов культурного шока необходимо учитывать сдвиг интенсивности процессов в той или иной сфере в сторону увеличения или уменьшения. Концепция общего адаптационного синдрома позволяет не только идентифицировать негативные последствия культурного шока, но и выделить положительные аспекты, которые наблюдаются, к примеру, в эмоциональной сфере. Эмоциональный подъем, интерес, воодушевление и энтузиазм при перемещении в инокультурную среду отражают объективную реальность психологии человека и зафиксированы в многочисленных записках путешественников, самоотчетах и наблюдениях за визитерами.
Рассмотренные симптомы культурного шока можно условно подразделить на психологические, соматические и поведенческие.
Соматические симптомы культурного шока: физический дискомфорт и неприятные ощущения (головная боль, изжога, повышение артериального давления, боли в мышцах, спине и т.п.).
Поведенческие симптомы культурного шока: нарушение аппетита (переедание или потеря аппетита); расстройства сна; чрезмерное потребление алкоголя, наркотических средств, лекарств; чрезмерно частое мытье рук и озабоченность вопросами санитарии.
Используя концепцию интегративных психических образований В.Н. Панферова, можно представленное многообразие психологических симптомов культурного шока разделить на аффективную, регуляторную, коммуникативную и рефлексивную сферы:
аффективная сфера – эмоции (удивление, гнев, отвращение, презрение, страх, печаль), эмоциональные состояния (паника, тоска, фрустрация, тревожность, депрессия);
регуляторная сфера – снижение концентрации внимания, утрата контроля, ощущение непреодолимости препятствий;
коммуникативная сфера – отвержение со стороны представителей принимающей культуры и/или отвержение человеком представителей принимающей культуры, избегание и, как результат, конфликты, изоляция, одиночество;
рефлексивная сфера – негативный образ Я, ролевая диффузия, потеря идентичности.
Такова более расширенная классификация симптомов культурного шока, которая обозначает основные категории и остается открытой – при необходимости ее можно дополнять другими симптомами.
Подводя итоги, следует отметить, что анализ зарубежных исследований по данной проблеме обнаружил отсутствие единой классификации симптомов культурного шока. В большинстве случаев работы, затрагивающие симптомы культурного шока, носят описательный характер и дублируют концепцию К. Оберга. Представляется важным и перспективным проведение дальнейших исследований, направленных на изучение симптомов культурного шока в различных культурах на разных группах испытуемых. В теоретическом плане накопленные данные по проблеме культурного шока позволяют систематизировать симптомы на основе теории стресса – выделить и негативные, и позитивные аспекты состояния человека при перемещении в другую культурную среду.
Предложенная классификация, в которой симптомы культурного шока подразделяются на соматические, поведенческие и психологические, является попыткой обобщить накопленные данные и может быть использована как в исследованиях, посвященных симптоматике культурного шока, так и при проведении индивидуальной или групповой консультационной работы с гражданами, выезжающими за рубеж, для оптимизации их вхождения в новую культурную среду.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ