становление политической нации в современной России

Цели и задачи

Цель данной работы - рассмотреть перспективы формирования политической нации в российском социуме на современном этапе политического бытия.

Введение и актуальность


Процесс изменения социальной, в том числе и политической идентичности условно можно разделить на два этапа - этап распада, прежней идентичности, и этап зарождения, становления новой. Конечно, этот процесс не происходит последовательно, ведь он зависит от индивидуальных особенностей личности и характера трансформационных преобразований общества [14, с. 174-175].
В России политическая нация только начинает зарождаться. Для рационального и эффективного построения политической нации в нашей стране не будет лишним обратиться к мировым образцам формирования политических наций, которые могли бы служить для нас в качестве образцовой и такой, на которую стоит равняться (например, американская, канадская, финская).
Политическая нация вообще создается с целью консолидации общества - для достижения общих идей, функций. Поэтому характерные признаки политической нации никак не могут быть сопоставлены с государствами тоталитарного, недемократического режима.
Политическая нация консолидирует людей, общества. Этносы, которые находятся в меньшинстве и чувствуют свою «роль второго сорта», создают политическую нацию, с целью сравнить свою роль в обществе с титульной нацией. Общество должно открывать каждому гражданину все культурные горизонты, не может никому ограничивать доступ к одной из сфер деятельности, в том числе и по национальному признаку. Национальность, цвет кожи, вероисповедание, религия, язык или раса человека - все это не главными признаками политической нации. Это уходит в прошлое или, по крайней мере, должно было бы отойти.
Приходится согласиться с мнением известного испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета, который утверждает, что «нация, как и раса и язык, исходит от государства, то есть политики, а не от биологии или географии» [4, с. 131]. В то же время мы видим, что в этом подходе спутываются процесс формирования нации с ее сущностью. Подобную позицию занимали М. Вебер и Г. Федотов. Однако можно утверждать, что нация немыслима вне государства, поскольку последняя является необходимым компонентом ее существования [5, с. 22-23].
В идее «одна нация - одно государство» (Н. Бердяев, М. Вебер, и другие) воплощается потребность первенства мононациональных государств с единым языком, однонациональным парламентом, армией и т.д. , в отличие от многонациональных государств (О. Бауэр, И. Кант, К. Реннер и другие) [4, с. 131].
Известный исследователь проблем нации и национальности Г. Сетон-Уотсон утверждает, что «... политическая нация - это сообщество, которое в дополнение к культурным связям имеет также правовую государственную структуру» [4, с. 157].
Понятно, что такой институт, как государство, является важнейшим фактором в формировании любой нации, в том числе и политической. Однако нужно отметить, что, кроме общей территории, границ, законодательства и государственных атрибутов, есть еще не менее важные элементы - такие, как национальная психика, сознание, характер, культура и тому подобное.
Учитывая многонациональный состав нашего государства, неоднородную историю развития отдельных регионов, российская политическая нация находится в состоянии некоторого хаоса, однако, несмотря на это реальное состояние, все же титульной нацией остаются россияне. Поэтому формирование политической нации происходит на многоэтнической почве, где национальная идентичность существует на базе крупнейшей этнической группы.
Сегодня есть все благоприятные условия для того, чтобы российская нация объединилась и, учитывая ее многонациональный состав, образовала российскую политическую нацию.
Говоря о политической нации, нужно указать, что политическая нация - это совокупность людей разных национальностей, которые являются гражданами одной страны. Однако непременным условием является достаточная зрелость коренной, титульной нации, вокруг которой формируется нация политическая.
Итак, политические нации - своеобразный симбиоз социальных и этнических общностей. Новое структурирование общества вызревает на наших глазах и не имеет развернутой научной идентификации. В любом случае термин «нация» в его общем понимании уже не отвечает полностью реалиям постиндустриального гражданского общества.
Формирование наций осуществляется путем выделения элементов этнокультуры и их нового синтеза, предназначенного объединить предварительную культурное разнообразие: объединение индивидов в нации осуществляется с помощью особой культуры, возвышающийся над культурным разнообразием, - эта культура и получает название «национальной культуры» [10 , с. 44].
«Этническую» нацию от «политической» отличают: участие народа в общественной жизни, а не гражданских и политических правах; популистские организации, а не демократические партии; патерналистская функция «своего» государства, а не защита меньшинств и индивидов от ее посягательств и тому подобное.

Заключение и вывод

Таким образом, проблема формирования российской гражданской нации связана, прежде всего, с процессами развития гражданского общества, модернизацией в самом широком смысле этого слова, увеличением доли среднего класса в обществе, укреплением правопорядка на всей территории страны. Общая история, праздники, спортивные мероприятия, гастроли этнических фольклорных коллективов гражданскую нацию не создадут.
Каждый человек, являющийся жителем нашей страны, сам для себя решает, что для него Россия — общество равных возможностей и единое демократическое государство, где граждане активно отстаивают свои права и свободы вне зависимости от этнической, территориальной и конфессиональной принадлежности, или Россия — это калейдоскоп этносов, отстаивающих свои родоплеменные интересы. Всякое выпячивание этничности, конфессиональной принадлежности, безусловно, создаёт преграды на пути построения единой российской гражданской нации.
Как известно, для того, чтобы идеальные конструкции, произведенные элитой, воспринимались всеми гражданами, всеми этническими группами, необходимо их создать и добиться, чтобы они функционировали на двух уровнях. Во-первых, на уровне интеллектуальном как идеология, которая всегда тяготеет к рационализации мировоззрения и существует как теоретическая система. Во-вторых, на уровне психологическом как социальная мифология, для которой свойственно акцентирование на эмоционально-образном восприятии действительности. Иначе говоря, реально срабатывать лишь такая идея, вытекающая из насущных потребностей общества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ