Сравнительный анализ государственного антикризисного управления в России и за рубежом
Цели и задачи
Цель курсовой работы заключается в сравнительном анализе российской и зарубежных моделей государственной антикризисной политики.
Введение и актуальность
Чрезмерная зависимость российской промышленности от импортных поставок обусловлена отсутствием отечественных аналогов современного высокотехнологичного оборудования, несмотря на то, что в рамках реализации государственной программы импортозамещения, принятой постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328, российские производители оборудования получили господдержку, которая, однако, не была эффективно использована, что стало причиной отсутствия прогресса в решении задачи по прекращению снижения доли Российской Федерации в мировой экономике, которая под негативным воздействием антироссийских санкций уменьшится по предварительным оценкам от 0,5 до 1,2–1,3%. В значительной степени усугубило и без того крайне неблагоприятные условия функционирования отечественных производителей предложение Минпромторга России о повышении пошлин на импортное оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности до 3–10%, величина которых в настоящее время равна нулю, что приведет к соответствующему росту цен на их продукцию. Росту цен способствует повышение НДС с 18 до 20%, что обеспечит, с одной стороны, поступление дополнительных средств в бюджет, а с другой стороны, приведет к росту численности бедного населения вследствие роста цен на жизненно важные продукты питания, снизит темпы развития промышленности, уменьшив инвестирование в модернизацию производства, обновление основных фондов и применяемых технологий. Увеличение ставки НДС уменьшит также уровень развития высокотехнологичных производств, хотя многие экономисты на протяжении двух десятилетий обосновывают, наоборот, целесообразность снижения его величины до 10%, что резко повысит, по их мнению, его собираемость по причине снижения неплатежей из-за разного рода махинаций посредством так называемых налоговых схем. С одной стороны, повышение ставки НДС в рамках «большого налогового маневра» является Одной из главных задач государственного антикризисного управления является глобальная цифровизация экономики одной из форм мобилизации дополнительных 8 трлн руб., необходимых для реализации майского указа Президента Российской Федерации и обеспечения выполнения предусмотренных им социально-экономических задач при наличии указанных негативных последствий.
С другой стороны, к разряду эффективных антикризисных мер относятся предложения отдельных экономистов по переводу части нефтяных доходов из резервных фондов в государственный бюджет, а также увеличению заимствований.
Таким образом, разработка и управление антикризисной политикой – одна из важнейших функций государства сущность которой заключается в определении стратегии развития экономики с целью преодолеть кризисные явления и обеспечить макроэкономическое равновесие.
Антикризисная политика российского правительства основана на сочетании прямых и косвенных мер воздействия. Для антикризисной политики России характерна стратегия активной государственной поддержки экономики. Программа антикризисных мероприятий 2008-2009 годов способствовала социально-экономическому развитию. Однако, текущая антикризисная политика носит несколько иной характер. Она преимущественно направлена на минимизацию участия государства посредством снижения государственных расходов и инвестиций, отказа от управляемого курсообразования.
Для повышения уровня обоснованности антикризисной стратегии государства, увеличения потока финансовых ресурсов необходим пересмотр бюджетной политики Российской Федерации, основной характеристикой которой в настоящее время является изъятие средств регионов и муниципалитетов в федеральный бюджет с их последующим выделением без учета требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части оставления регионам не менее половины собранных в них доходов.
Заключение и вывод
Исследование зарубежного опыта антикризисной политики может способствовать улучшению российской политики государственного антикризисного управления и разработке механизмов её осуществления. Вместе с тем, простое копирование антикризисных мер более развитых стран будет не результативным.
Разумно совмещать государственное инициирование и инвестирование региональных программ с механизмами социально направленного рынка, учитывая всю специфику кризиса в российских субъектах. В государствах с высокоразвитой рыночной экономикой набран положительный опыт предупреждения различных типов кризисов и их преодоления с минимальными издержками, как и на уровне предприятий, так и на уровне регионов. В Российской Федерации, экономические, социальные и исторические условия образования кризисных ситуаций, довольно сильно отличаются от развития кризисов в других странах. Но данный факт не изменяет надобности внимательного исследования зарубежного опыта и обдуманного, творческого и интеллектуального подходов к его использованию в процессе управления территориями различных уровней.
В целом мероприятия, проводимые в условиях кризиса у многих стран схожи. Ключевым является стимулирование производства, бизнеса и повышение занятости. Однако одни страны проводят комплексные меры оздоровления всех регионов одновременно, другие же уделяют большее внимание экономически отсталым субъектам для обеспечения их возможностью принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны. Территориальная политика предполагает наличие скоординированного политического подхода.
Концепция мировой финансовой политики в современных условиях характеризуется использованием а мер по формированию ожиданий экономических агентов, количественному, прямому кредитному и косвенному кредитному смягчению, относящимся к сфере «нестандартной» монетарной политики. Финансовый кризис, переживаемый мировой экономикой в XXI веке способствовал модернизации целей и инструментов финансовой политики.
Главная задача государства в области финансовой системы Российской Федерации заключается в том, чтобы добиться прекращения оседания доходов от экспорта отечественного сырья и продукции, созданной в России и составляющей от 15 до 20 млрд. долларов ежегодно, в зарубежных банковских организациях. В настоящее время планируется осуществить поддержку и развитие современной инновационной инфраструктуры, повысить уровень государственных расходов на пенсионное обеспечение, здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также сохраняется необходимость предоставления трансфертов субъектам Российской Федерации, которые способны помочь регионам осуществить получение гражданами государственных и муниципальных услуг на достойном уровне. Перспективы развития характерны и для фискальной политики Российской Федерации. В настоящее время многие экономисты едины в том, что фискальная политика государства является главным фактором функционирования экономики. В связи с этим государственный сектор должен определять пути дальнейшего совершенствования бюджетно-налоговой политики для улучшения экономического состояния Российской Федерации
Сейчас наблюдаются ростки нового мироустройства, основанного в технологическом плане на развитии NBIC-технологий, на формировании новых центров геополитического доминирования, на все более громко звучащих голосах, свидетельствующих о необходимости проведения неоиндустриализации в России, о переформатировании модели ее развития, приближении ее мироустройства к модели ноосферного, интегрального общества, которое в пятой длинной волне сформировалось в Китае, Вьетнаме, ряде других стран, в том числе западных. Это требует дальнейшего изучения механизма длинных волн экономического развития, для того чтобы сформировать адекватную политику реагирования на экономические и геополитические вызовы и вывести экономику нашей страны из тупика.
Разумно совмещать государственное инициирование и инвестирование региональных программ с механизмами социально направленного рынка, учитывая всю специфику кризиса в российских субъектах. В государствах с высокоразвитой рыночной экономикой набран положительный опыт предупреждения различных типов кризисов и их преодоления с минимальными издержками, как и на уровне предприятий, так и на уровне регионов. В Российской Федерации, экономические, социальные и исторические условия образования кризисных ситуаций, довольно сильно отличаются от развития кризисов в других странах. Но данный факт не изменяет надобности внимательного исследования зарубежного опыта и обдуманного, творческого и интеллектуального подходов к его использованию в процессе управления территориями различных уровней.
В целом мероприятия, проводимые в условиях кризиса у многих стран схожи. Ключевым является стимулирование производства, бизнеса и повышение занятости. Однако одни страны проводят комплексные меры оздоровления всех регионов одновременно, другие же уделяют большее внимание экономически отсталым субъектам для обеспечения их возможностью принимать активное участие в социально-экономическом развитии страны. Территориальная политика предполагает наличие скоординированного политического подхода.
Концепция мировой финансовой политики в современных условиях характеризуется использованием а мер по формированию ожиданий экономических агентов, количественному, прямому кредитному и косвенному кредитному смягчению, относящимся к сфере «нестандартной» монетарной политики. Финансовый кризис, переживаемый мировой экономикой в XXI веке способствовал модернизации целей и инструментов финансовой политики.
Главная задача государства в области финансовой системы Российской Федерации заключается в том, чтобы добиться прекращения оседания доходов от экспорта отечественного сырья и продукции, созданной в России и составляющей от 15 до 20 млрд. долларов ежегодно, в зарубежных банковских организациях. В настоящее время планируется осуществить поддержку и развитие современной инновационной инфраструктуры, повысить уровень государственных расходов на пенсионное обеспечение, здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также сохраняется необходимость предоставления трансфертов субъектам Российской Федерации, которые способны помочь регионам осуществить получение гражданами государственных и муниципальных услуг на достойном уровне. Перспективы развития характерны и для фискальной политики Российской Федерации. В настоящее время многие экономисты едины в том, что фискальная политика государства является главным фактором функционирования экономики. В связи с этим государственный сектор должен определять пути дальнейшего совершенствования бюджетно-налоговой политики для улучшения экономического состояния Российской Федерации
Сейчас наблюдаются ростки нового мироустройства, основанного в технологическом плане на развитии NBIC-технологий, на формировании новых центров геополитического доминирования, на все более громко звучащих голосах, свидетельствующих о необходимости проведения неоиндустриализации в России, о переформатировании модели ее развития, приближении ее мироустройства к модели ноосферного, интегрального общества, которое в пятой длинной волне сформировалось в Китае, Вьетнаме, ряде других стран, в том числе западных. Это требует дальнейшего изучения механизма длинных волн экономического развития, для того чтобы сформировать адекватную политику реагирования на экономические и геополитические вызовы и вывести экономику нашей страны из тупика.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт