Сравнение двух архитекторов библиотечных зданий Пащенко Ф.Н. и Алвара Аалто

Цели и задачи

Цель исследования – сравнить двух архитекторов библиотечных зданий – Пащенко Ф.

Введение и актуальность


Вопросы организации библиотечного здания поднимались на заседаниях Русского библиологического общества в 1903—1904 гг. Общество библиотековедения в лице К.Н. Дерунова ставило задачу выработать проект образцового библиотечного здания. К.Н. Дерунов проводил мысль, что организация здания — один из важнейших критериев развития и элементов организации библиотеки как учреждения [12, c. 103—104, 138].
В отличие от ряда зарубежных специалистов русские библиотековеды были единодушны в понимании необходимости сотрудничества библиотекарей со специалистами других наук — архитектуры, техники и т.п. Так, Е.В. Балобанова замечала, что "ни одна постройка библиотечного здания не обходится без полного соглашения архитектора с библиотекарем" [8, c. 9].
Вопросы, связанные с библиотечным помещением и оборудованием, неизменно рассматривались в практических пособиях 1920—1930-х гг.
И.П. Жук разрабатывал библиотековедческие проблемы проектирования библиотечных зданий разных категорий.
В 1920-х гг. подчеркивалась зависимость эффективности и качества библиотечного обслуживания от состояния материально-технической базы библиотеки. В.П. Родников считал, что МТБ — один из методов библиотечной работы (1921), Б.О. Борович подчеркивал ее роль для сближения книги и читателя (1922), Е.Ф. Проскурякова отмечала, что помещение играет большую роль во всей работе библиотеки, возражала всем, кто этого недооценивает. Она утверждала, что оборудование библиотек является областью библиотечного дела и имеет свои законы (1924). А.А. Покровский, Л.Б. Хавкина считали оборудование составной частью библиотечной техники, библиотечной эстетики.
В течение 1920—1950-х гг. вопросы строительства и эксплуатации библиотечных зданий рассматривались в 9 практических пособиях. До сего времени они являются составной частью учебных пособий по библиотековедению для библиотечных техникумов. Эти вопросы обсуждались на I съезде библиотечных работников РСФСР, на зональных библиотечных съездах и совещаниях. А.В. Кленов, Р.Л. Гольдарбейтер, О.Э. Вольценбург считали вопрос о библиотечных зданиях частью прикладного раздела библиотековедения.
На Всесоюзном совещании по теоретическим вопросам библиотековедения и рекомендательной библиографии (1936) работали специализированные секции "Механизация работы в библиотеках" и "Строительство и оборудование библиотек". Здесь в качестве специалиста, глубоко понимающего библиотечные проблемы, впервые проявил себя Ф.Н. Пащенко (1906—1980). А в 1940-е гг. после публикации ставшей ныне классической книги [17] он прочно занял первое место в ряду архитекторов—проектировщиков библиотечных зданий.
Ф.Н. Пащенко опубликовал более 100 научных работ по вопросам теории и практики проектирования, строительства и оборудования библиотек, в том числе 6 книг и больших альбомов библиотечного оборудования. Около 30 из этих работ опубликованы в различных зарубежных странах. На его труды написаны 35 рецензий.
Темпы развития народных библиотек в Финляндии были иными, чем в остальных скандинавских странах, так как здесь наименее всего ощущалось влияние американского библиотечного дела. Однако в начале XX в. положение изменилось. В 1912 г. городская библиотека Турку стала первой публичной библиотекой американского типа. До этого времени она являла собой тандем народной библиотеки для рабочего класса и библиотеки с научной направленностью для образованной публики. Залы были расположены на разных этажах здания, спроектированного Карлом Августом Вреде в 1903 г. по образцу Рыцарского замка в Стокгольме [14].Дифференцированное обслуживание различных классов просуществовало до тех пор, пока сотрудник городской библиотеки Турку Берта Хамберг не посетил Англию и США. Он вернулся с идеей внедрить американскую модель, согласно которой библиотека доступна для любого человека.
Суть концепции заключалась в организации единого пространства для свободной выдачи книг на дом, открытого доступа, детских отделов, а также в переходе на современные классификационные таблицы и системы каталогизации. Однако процесс модернизации на американский лад протекал не так стремительно, как того хотел Хамберг. На протяжении еще многих лет библиотеки, возникшие на базе читательских обществ, продолжали ориентироваться на образованные слои населения, а народные библиотеки — на низшие слои.
Первое здание для публичной библиотеки было построено в Хельсинки в 1882 г., и хотя помещения для обслуживания простых людей и буржуазии были строго разделены, охвачены были все слои населения. Открытого доступа к фондам не было до 1914 г., так как доминировало мнение о том, что, если позволить создать «прозрачный фонд», в библиотеке воцарятся хаос, анархия и воровство. Несмотря на это, библиотека рассматривалась как демократическое учреждение.
Независимая республика Финляндия родилась в 1917 году. Финнам была дарована гражданская свобода, права, в том числе и право на информацию. С 1921 г. публичные библиотеки стали получать финансовую помощь государства. В 1928 г. был издан первый библиотечный закон, который обеспечил поддержку сельским библиотекам. В его основе лежал принцип равных возможностей получения информации, независимо от места проживания человека или его доходов.

Заключение и вывод


В современном обществе многие люди не видят места для библиотек, им кажется, что они вымрут, так как на их смену уже приходят электронные библиотеки. Но так было не всегда, раньше библиотека пользовалась уважением, как хранилище знаний человечества, почиталась как колыбель премудрости. И очень бы хотелось, что - бы то чувство вернулось назад. И мне показалась, что именно архитектура может справиться с этой задачей. Она может вдохнуть новую жизнь в библиотеку, привлечь людей и показать всем, что ее позиция в жизни общества не такая уже неважная.
В данной работе нами было проведено сравнение двух архитекторов библиотечных зданий – Пащенко Ф.Н. и Алвара Аалто. Поскольку главным приоритетом при проектировании зданий Ф. Н. Пащенко считал функциональное назначение и технологию производственных процессов, он досконально и в чисто операциональном отношении изучал социальное назначение библиотек различных видов, технологию их работы. Это сделало его одновременно и полноценным библиотечным специалистом, поэтому его можно назвать и архитектором, и библиотековедом.
Основные новаторские идеи Ф. Н. Пащенко состоят в следующем. Он ввел понятие библиотечного технологического потока (1941); сформулировал требования к планировке, оборудованию и освещению больших фондохранилищ и депозитариев; обосновал идею комплексных городских общественных центров, составная часть которых – библиотека; развил идею так называемой гибкой планировки и переливающегося пространства библиотечных помещений; разработал ряд требований к конструкции библиотечной мебели и оборудования; сделал во многом оправдывающиеся сегодня прогнозы относительно развития библиотек в условиях автоматизации.
Алвар Аалто относится к тем получившим международную известность архитекторам, имена которых упоминаются в ряду крупнейших представителей архитектурного модернизма. Аалто создал свое направление в архитектуре, эстетический эффект которого достигается за счет четкой привязки строений к окружающей среде, соразмерности человеку, чувства материала, отточенных деталей и искусного освещения. Заслугой Аалто считается то, что он предложил альтернативу безличной техничности международного стиля, повторяемости простой структуры и монотонности. Здание считается вехой в истории современной архитектуры, ибо обозначает переход Аалто от национально окрашенного неоклассицизма к упрощённым формам регионального модернизма. Именно здесь впервые проявилась уникальная черта его архитектурного стиля — сочетание строгости функционализма и нежной плавности природных линий. Начиная с Выборгской библиотеки, творческая манера Аалто тяготеет к использованию естественных материалов, и в особенности дерева.
Изучив здания библиотек Пащенко Ф.Н. и Алвара Аалто, можно сказать, что библиотеки модифицировались, приспосабливались к изменениям в жизни общества. Они всегда шли в ногу со временем. Это мы можем отследить теперь только по архитектуре и интерьеру библиотек. Все библиотеки выполнены в том архитектурном стиле, который господствовал в то время, это говорит о том, что через само здание мы можем проследить жизнь библиотеки и всей эпохи.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ