Роль мед сестры в организации ухода за пациентами с челюстно лицевой пата,ологией

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение роли медицинской сестры в организации ухода за пациентами с челюстно-лицевой патологией.

Введение и актуальность


Больной с переломом челюсти не может принимать обычную по консистенции пищу и пережевывать ее. Это затрудняет нормальное протекание репаративных процессов костной ткани в связи с недостаточностью поступления в организм белков, жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов, а также нарушает деятельность желудочно- кишечного тракта. Таким образом, организация полноценного питания больных с переломами челюстей является одной из главных задач, от правильного решения которой зависит исход лечения. 
Различают несколько способов кормления [1]. 
Физиологическое пероральное питание является наилучшим. Если больной может открывать рот, то прием пищи осуществляется обычным способом с использованием столовых приборов. Кормление можно производить с помощью поильника с трубкой, длинной узкой ложечки или же зонда, введенного обычно через нижний носовой ход в желудок. Трубка поильника может быть введена через дефект зубной дуги на месте отсутствующего зуба. При наличии всех зубов трубку вводят в ретромолярную щель за зубом мудрости.
Пищу из поильника, подогретую до температуры 45-50°С, вводят многократно мелкими порциями до чувства насыщения больного. Если при этом не расходуется весь объем пищи, то ее надо скормить больному после небольшого перерыва. Медицинской сестре необходимо обучить пациента самостоятельно принимать пищу с помощью поильника или ложечки, так как в дальнейшем после выписки из стационара он будет сам осуществлять трубочное питание. Прием пищи не должен вызывать у больного отвращения или неприязни из-за различных технических сложностей, только в этом случае процесс питания будет эмоционально приятен. 
Питание через желудочный зонд осуществляют врачи или медицинская сестра. Как правило, зонд вводят в желудок через нижний носовой ход. Оставшаяся его наружная часть должна быть достаточной длины для фиксации к голове пациента. Пищу небольшими порциями вводят через зонд с помощью шприца или воронки не реже 4 раз в сутки: в 9-13-14-18 часов и за 1 час до сна. При этом ее количество распределяется таким образом: на завтрак рекомендуется прием 30% суточного объема пищи, на обед – 40%, на ужин – 20-25% и на второй ужин – 5-8% объема. Кормление с помощью желудочного зонда производят обычно в течение 10-14 суток, редко - 3-4 недель. Это зависит от состояния больного и тяжести повреждений. После извлечения зонда переходят на кормление больного из поильника. Сначала это делает медицинский персонал, затем – самостоятельно пациент. Бессознательное состояние больного и затруднение глотания являются показанием для проведения парентерального питания. Для этого используют специальные питательные составы, которые вводят внутривенно капельно[5].
При составлении пищевого рациона для пациента необходимо учитывать два момента: пища должна быть жидкой или кашицеобразной консистенции. Кроме того, она должна содержать полный набор необходимого суточного объема белков, жиров, углеводов и витаминов, богата клетчаткой. 
Уход за полостью рта, соблюдение основных стоматологических гигиенических мероприятий имеет большое значение при лечении больных с переломами челюстей [1]. В этот период в полости рта из-за наличия различных элементов проволочных шин появляется много дополнительных ретенционных пунктов, где задерживаются остатки пищи, являющейся средой для развития болезнетворных микроорганизмов. 
Назубные шины, проволочные или капроновые лигатуры, отсутствие движений нижней челюсти, снижение саливации являются причиной ухудшения самоочищения полости рта и зубов с помощью слюны и твердой пищи, а также местом задержки остатков пищи. Было установлено, что средний показатель индекса гигиены как в период ношения назубных шин, так и спустя 2-3 месяца после их снятия был выше по сравнению со здоровыми пациентами приблизительно в 2 раза. Кроме того, обнаружены значительные изменения со стороны пародонта опорных зубов, использованных для шинирования. В этих условиях дополнительные мероприятия по поддержанию нормальной гигиены полости рта являются обязательными для предотвращения развития стоматита или гингивита[6]. 
Гигиенические мероприятия включают специальную обработку полости рта больного врачом или медсестрой во время перевязок и самостоятельное очищение полости рта пациентом. 
Четвертый этап: реализация планируемых действий. Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов. 
Медсестра должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны: на знании цели; индивидуальном подходе, безопасности; обеспечении конфиденциальности, уважении личности; поощрении пациента к самостоятельности. 
Пациенту могут потребоваться от медицинской сестры вмешательства в виде: поддержки; лечения; заботы о текущих условиях; обучения; заботы по предотвращению возможных проблем со здоровьем. 
Категории сестринских вмешательств: 
1) независимое – сестра выполняет по собственной инициативе на основе своих знаний и умений: мероприятия по личной гигиене, обучение пациента навыкам самоухода, беседы о здоровом образе жизни; 
2) зависимое – сестра выполняет на основании письменных предписаний врача; здесь она выступает в роли сестры-исполнителя (выполнение инъекции, раздача лекарств соответственно листа назначения); 
3) взаимозависимое – предусматривает совместную деятельность сестры с другими специалистами (врачом, работа сестры в перевязочной или операционном блоке, с инструктором ЛФК, диетической сестрой) [8].
Пятый этап: оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства медицинской сестры. 
Критерии эффективности сестринской помощи: 
‒ прогресс в достижении целей; 
‒ ответная реакция пациента на вмешательство; 
‒ соответствие полученного результата ожидаемому. 
Оценка эффективности сестринского ухода идет постоянно и производится, когда медицинская сестра общается с пациентом, и изменяется в зависимости от сестринского диагноза и состояния пациента. 
Таким образом, сестринский процесс является методом научно обоснованного выполнения медицинской сестрой ее обязанностей по оказанию помощи пациентам и одновременно предпосылкой для нового понимания роли медицинской сестры в практическом здравоохранении [6]. 

Заключение и вывод


Достаточно высокий удельный вес среди всех больных в челюстно- лицевой хирургии (до 25%), рост числа тяжелых повреждений костей лицевого скелета (в 10-12% случаев сочетающихся с повреждениями других органов и систем), а также высокий уровень развития осложнений (до 15-25%) обуславливают необходимость решения проблемы ухода за пациентами с челюстно-лицевыми травмами [1]. 
Целью данной работы являлось изучение роли медицинской сестры в организации ухода за пациентами с челюстно-лицевой патологией. 
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма. 
Сестринский процесс предусматривает пять последовательных взаимосвязанных этапов. 
В работе были рассмотрены особенности сестринского процесса у пациентов с травмами челюстно-лицевой области. Настоящими проблемами пациентов с челюстно-лицевыми травмами могут быть – боль в области перелома, невозможность самостоятельно жевать пищу, невозможность разговаривать, затрудненное носовое дыхание. В качестве потенциальных проблем отмечаются риск развития инфекции (стоматита, паротита, застойной пневмонии и др.), риск потери зубов, риск потери массы тела из-за невозможности адекватно питаться, риск замедленной консолидациии формирования псевдоартроза. Среди психологических и социальных проблем возможны закомплексованность и социальная изоляция из-за изменения внешнего вида, раздражительность или депрессия; дефицит общения; дефицит знаний о последствиях травмы. 
В уходе за пациентом первостепенное значение приобретают организация лечебно-охранительного режима и местного лечения из-за болевого синдрома, организация питания и гигиены полости рта. Основными направлениями деятельности медицинской сестры отделения челюстно-лицевой хирургии являются профилактика застойной пневмонии, паротита, стоматита, пролежней, кормление пациента. 
Было проведено наблюдение и уход за пациентами с такими челюстно-лицевыми травмами, как закрытый перелом нижней челюсти справа. 
Сестринский уход в челюстно-лицевой хирургии очень развит, пациентам уделяется должное внимание, проводиться санитарно- просветительная работа, как с пациентами, так и с родственниками. 
Пациентов окружают вниманием и заботой, не дают упасть духом молодым пациентам с тяжелыми травмами. Отдельное место в сестринском уходе занимает профилактика осложнений, в отделении делают все возможное, что бы свести к минимуму появление и развитие осложнений. 
Особенностью сестринского ухода в отделении является более тщательный осмотр ротовой полости – для предупреждения развития инфекции, обеспечение пациентов таким способом питания, который наиболее им подходит. 
Таким образом, сестринский процесс является методом научно обоснованного выполнения медицинской сестрой ее обязанностей по оказанию помощи пациентам и одновременно предпосылкой для нового понимания роли медицинской сестры в практическом здравоохранении. Уход за пациентами с челюстно-лицевой патологией диктует необходимость совершенствования медицинской сестрой специализированных знаний и умений для оказания квалификационной медицинской помощи и повышения эффективности лечения данной категории больных. 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ