будет изучение идейных и стилевых особенностей творчества Балакирева Милия Алексеевича

Цели и задачи

Целью данной работы будет изучение идейных и стилевых особенностей творчества Балакирева Милия Алексеевича.

Введение и актуальность


В этих выразительных фактах, кроме музыкального, педагогического, общественного дара - Балакиревым проявлена величайшая гражданская жертвенность и скромность. Он подчинил себя творчеству своих учеников и никогда не упоминал о своих заслугах. Позднее, когда ученики обрели почет, всемирную славу, не шел ни на какие компромиссы с ними, твердо отстаивая свою духовную, творческую, общественную позицию.
Русская исполнительская школа, на всех континентах прославленная ныне именами Мравинского, Гилельса, Рихтера, Ойстраха, Светланова и десятков других великих наших артистов, одним из своих оснований имеет деятельность Милия Балакирева -гениального пианиста и дирижера.
Как воспитатель творцов музыки Балакирев известен прежде всего фактом существования "Могучей кучки". Меньше знают о его служении в двух учебно-творческих заведениях - Бесплатной музыкальной школе и Придворной Певческой капелле. В первом случае он явился, в сущности, основателем той системы детского художественного образования, которая существовала у нас до последнего времени и которую уважает весь мир. Достаточно сказать, что с людьми, пришедшими в Бесплатную школу без начатков музыкального образования Балакиреву удалось исполнять на профессиональном уровне такие капитальные творения как Высокая месса Баха, Реквием Моцарта, оратории Генделя, всю панораму современной русской и европейской музыки! Деятельность Придворной Певческой капеллы была преображена Балакиревым и Римским-Корсаковым до такой степени, что о ней сейчас вспоминают как о чем-то легендарном. Здесь были заложены прочные основы Отечественного профессионального музыкального воспитания, родились великий хор и великая хоровая культура, прославившие Россию, выросла плеяда подвижников русской музыки.
Милий Алексеевич выступал блестящим и страстным публицистом, соратником великого Стасова. Его деятельность в этом направлении по-настоящему не изучена и не оценена.
Наконец следует вспомнить о многогранной творческой и общественной деятельности самого Балакирева. Он - основатель изучения и собирания русского и славянского фольклора. Он также -автор образцовых музыкальных произведений во многих жанрах -симфонии, концерты, фортепианные произведения, романсы, духовные композиции. Кто знает, если бы Балакирев не отдал почти все свои творческие силы на обогащение русской культуры и духовности, может быть мы, не имея почти ничего из Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, знали бы только шедевры одного Балакирева? И куда пошли бы пути Прокофьева, Шостаковича, Шнитке?
К концу жизни Милий Алексеевич Балакирев пришел к состоянию, подобному аскезе, схимничеству. Обычный путь беспокойного, ищущего русского ума. Но это его состояние было непонято в окружавшем его обществе, все более и более склонявшемся к скепсису, нигилизму и цинизму, что и привело к катастрофе, случившейся с нами через семь лет после смерти Балакирева. Известны очень неуважительные отзывы об эволюции Милия Алексеевича в "Летописи моей музыкальной жизни" Римского-Корсакова. Мы знаем и о непонимании этого процесса в "элитных" кругах тогдашнего общества.

Заключение и вывод

Судьба Балакирева как художника сложна и во многом трагична. Смелый новатор и боец, стоящий у истоков того движения, которое привело к высочайшему расцвету русской музыки во второй половине XIX века, он внезапно умолкает, а когда снова возвращается к творчеству, то создаваемое им уже в значительной степени утрачивает интерес новизны и актуальности. Это обрекло его на мучительное одиночество и отдалило даже от прежних друзей и единомышленников. Но лучшее из того, что создано Балакиревым, прочно вошло в сокровищницу русской музыкальной классики и стало неотъемлемым ее достоянием. И если такие его современники, как Мусоргский, Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков, сумели достигнуть в своем творчестве больших художественных высот, то многим они были обязаны ему как первопроходцу, открывателю новых путей, а иногда и непосредственному руководителю и наставнику. Велики заслуги Балакирева и как музыканта-просветителя, пропагандиста национальных художественных ценностей, всегда остававшегося верным этому своему долгу. Все это вместе взятое определяет его выдающуюся роль в истории русской музыки.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ