создание системы упражнений, направленной на формирование умений по морфемике и словообразованию, что предполагает продуманное использование слов с корнями-омонимами

Цели и задачи

Целью нашей работы является создание системы упражнений, направленной на формирование умений по морфемике и словообразованию, что предполагает продуманное использование слов с корнями-омонимами.

Введение и актуальность


Так, школьники узнают, что окончание не ведет к изменению лексического значения слова, а меняет лишь форму слова (изменяет его по падежам, лицам‚ числам и т.д.), в то время как словообразовательные аффиксы приводят к изменению лексического значения слова. Например: Словообразование: вода – водный – водянистый – водянистость; вода– водный – подводный – подводник. Словоизменение: вода – воды – воде – воду – водой – (о) воде.
Вводя дефиницию окончания, учителю следует указать учащимся на тот факт, что окончания имеют только изменяемые слова (ученики уже знакомы с существительным, прилагательным, глаголом), что наряду с материально выраженным окончанием (берез-а, берез-ы и т.д.) слово может иметь нулевое окончание, ср.: дом – дом-а, читал – читал-а, берез-ы – берез. Особого внимания требуют слова, у которых гласная буква окончания обозначает два звука: «… чтобы правильно провести границу между основой и окончанием, надо хорошо знать звуковое значение букв, не забывать, что отдельные буквы нашего алфавита обозначают то один, то два звука» [6, с. 69]. Например: чита[jy]т, авари[ja], сме[jo]тся и т.п.
Семантический анализ морфемы «окончание» открывает в обучении новые возможности при формировании грамматических умений, в частности, умение мгновенно определять часть речи и ее грамматическую характеристику по окончанию. Прежде всего учеников хорошо бы познакомить с простой формулой, которая отражает закономерность, почти безотказно действующую в русском языке: Значение = форма слова. Умение правильно вычленить основу и окончание является ключевым, так как на этой базе происходит знакомство школьников с понятиями корня, суффикса, приставки.
Усвоив, что корень – это «общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение», школьники учатся подбирать родственные слова, находить корень в составе основы; определять в группах родственных слов исходное слово. «Найти корень слова, – по словам М.А. Рыбниковой, – значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек» [3, с. 5].
Целесообразно познакомить школьников и с корнями-омонимами, что предупредит появление ошибок в подборе родственных слов. Например: -вод-: водить, вода; -кос-: коса-косой (взгляд); -вин-: винить, вино; -голуб-: голубь – голубой и т.п. Раскрытие понятия «суффикс», «словообразовательные и словоизменительные суффиксы» очень важно уже на начальном этапе изучения словообразования, так как суффиксальный способ словопроизводства разных частей речи является преобладающим над всеми другими способами. Школьники должны усвоить, что каждая часть речи имеет «свои» суффиксы, участвующие в оформлении слова как части речи.
Например: суффиксы -есть-, -ость- используются для образования абстрактных существительных (нежность, свежесть), -чик-, -щик- – для обозначения профессии (грузчик, каменщик); с помощью суффикса -ск- образуются прилагательные, указывающие на принадлежность чему-либо, кому-либо (городской, заводской).

Заключение и вывод

В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний, сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема развития мышления на уроках русского языка является актуальной. Родной язык как учебный предмет содержит особые развивающие возможности, поскольку именно средствами родного языка формируются не только основы растущей личности, но и "характер познавательной деятельности человеческого мышления" (В. Гумбольдт).
Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Вопросом об изучении словообразования в начальной школе уже давно занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров.
В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.
В работе предпринята попытка рассмотрения формирования у младших школьников навыков морфемного членения слова и словообразовательного анализа слова.
Поэтому в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость изучения элементов морфемики уже в начальных классах. Анализ производной лексики, наблюдения за процессом образования слов родного языка, особенностями употребления производных слов с учетом их значения и стилистической окраски обостряют внимание учащихся к слову, позволяют глубже разобраться в его лексическом значении, обогащая, таким образом, словарь школьников, способствуют более осознанному усвоению орфографии, языковых закономерностей, развитию языкового чутья младших школьников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ