СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (дошкольного, общего, начального профессионального,

Цели и задачи

Цель данной работы – исследовать современное состояние и перспективы развития образования в РФ как отрасли народного хозяйства.

Введение и актуальность


Современные экономические условия привели к необходимости укрепления такого принципа построения образовательной системы в Российской Федерации как конкуренция, что в сочетании с наличием организаций различных форм собственности и свободой выбора организацией реализуемых образовательных программ создаёт необходимые для этого условия. Распространение наряду с бюджетным финансированием сферы образования, финансирования внебюджетного повлекло за собой возникновение, помимо государственного, ещё и договорного регулирования
Основной задачей развития образования в РФ является обеспечение высокого качества образования, сохранение исторических традиций фундаментального образования в России, соответствие актуальным потребностям общества и личности наряду с соответствием общемировым тенденциям в целях обеспечения возможности интеграции в мировое экономическое пространство.
Социальная адресность, как фактор, влияющий на функционирование образования больше всего, требует не только соответствия образования социальному запросу, но и сбалансированности социальных интересов в условиях многонационального общества в РФ. Преодоление препятствий межкультурной коммуникации в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы со всеми ее участниками позволит решить проблему социальной адресности.
За последние годы произошло существенное изменение условий в которых функционирует система образования, что не может не сказываться на результатах как в положительном, так и отрицательном направлении.
Прежде всего необходимо отметить, что изменения в социально-экономические сферы в стране привели к изменениям и самих образовательных учреждений. Наряду с государственными (федерального и муниципального уровня) возникли и негосударственные и частные учреждения. Это привело к возникновению конкурентных отношений, с одной стороны, и к получению возможности удовлетворения разнообразных потребностей населения в образовательных услугах, с другой стороны.
Появление негосударственных учреждений было также спровоцировано и резким сокращение бюджетного финансирования в 90-е годы ХХ века при сохранении спроса на сами образовательные услуги различного уровня. Это вызвало бурный рост платного образования и в рамках учреждений, финансируемых их бюджета. Таким образом образование получило новый статус став благом, за которое платят, в том числе их бюджета домашнего хозяйства.
Система образования является той сферой, в которой тесно взаимодействуют интересы государства, общества и отдельных граждан. При этом каждый из субъектов образовательных отношений оказывает воздействие на развитие системы образования.

Заключение и вывод

Объект исследования – образование как отрасль национальной экономики – исследован в настоящей курсовой работе.
Предмет исследования – перспективы развития образования как отрасли национальной экономики в РФ – исследован путем достижения цели и выполнения задач исследования:
1. Исследовано понятие, сущность и структура образования как вида экономической деятельности.
2. Изучены факторы и условия функционирования и развития образования в РФ.
3. Проведен анализ современных процессов развития образования в РФ: тенденций и проблем развития.
4. Определены перспективы развития отрасли в ближайший период.
Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников. Структура образования включает в себя не только учреждения образования, но и субъектов, участвующих в образовательном процессе (педагогических работников, обучающихся, их родителей), а также организации, которые формируют социальный заказ для сферы образования.
К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести следующие: изменения политических и экономических условий в стране; трансформация требований рынка труда к результатам образования; внедрение информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека; изменение потребностей человека; переход к экономике, основанной на знаниях; изменение демографической ситуации в стране; изменения в структуре спроса на рынке рабочей силы.
Современные тенденции, которые в последние годы присущи российской системе образования характеризуются следующим: сокращение числа образовательных учреждений; разнообразие образовательных программ; услужение структуры образовательных учреждений; ужесточение контроля качества образования; повышение требований к педагогическим и другим работникам, занятым в системе образования.
К проблемам образовательной системы могут быть отнесены: недостаточное финансирование отрасли, износ основных фондов, система оценки результатов образования, слабая связь профессионального образования с рынками труда.
Анализ территориальной структуры образования позволяет говорить о неравномерном распределение учреждений образования и, следовательно, неравной доступности образовательных услуг.
Система российского образования испытывает сегодня существенное воздействие со стороны мировых тенденции. Это привело к переходу на многоступенчатую систему высшего образования, формирование образовательных программ исходя из запросов участников процесса с учётом требований рынка труда.
Тенденции, связанные с интернационализацией, информатизацией, динамичным развитием экономики ставят перед образованием целый ряд стратегических задач, таких как качество образования, его доступность, on-line обучение. Выполнение поставленных целей позволяет не только удержать позиции страны в мировой системе образования, но и позволяет укрепить экономические и политические позиции страны.
Ориентирами дальнейшего развития системы образования являются расширение бюджетного финансирование, усиление конкуренции образования, усиление контроля результатов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ