Современное состояние финансовой системы РФ и показатели его оценки

Цели и задачи

Целью исследования является оценка современного состояния финансовой системы РФ.

Введение и актуальность


Как видим в 2013 – 2014 годах дефицит консолидированного бюджета составлял 3,47% и 3,16% по отношению к доходам, что соответствует относительно сбалансированному бюджету (дефицит меньше 5% по отношению к доходом). Но вот дефицит в 2015 и 2016 гг характеризуется как ненормальный: 10,47% и 11,15% по отношению доходам. Из проведенного анализа основной причиной возникновения данного дисбаланса следует признать недополучение запланированных нефтегазовых доходов вследствие снижения мировых цен на нефть. Но уже по итогам 2017 года консолидированный бюджет можно признать сбалансированным – всего 4,4%. По отношению к ВВП прослеживается та же динамика дефицита: 1,16% и 1,07% в 2013 – 2014 гг., рост в 2015-2016 гг – 3,38% и 3,66%, и снижение до 1,47% в 2017 году. Очевидно, что бюджетно-налоговую политику и действия правительства по стабилизации ситуации в 2017 году следует признать успешной и рекомендовать эти меры к изучению.
В части субъектности консолидированный бюджет Российской Федерации можно разделить на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Очевидно, что каждая ветка консолидированного бюджета имеет свои особенности, как в части формирования доходов так и в части исполнения расходов. Поэтому можно предположить, что и проблемы, в рамках каждого направления, имеют свои особенности.
На рис. 2.3. представлены данные о доходах, расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ и их сбалансированности.

Заключение и вывод


На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Проблема роста дефицита консолидированных бюджетов субъектов РФ была успешно решена в 2016-2017 годах. Но помимо этого в рамках источников финансирования дефицита была проведена переориентация на выпуск муниципальных облигаций, вместо заимствований на кредитном рынке. Несомненно, это позитивным образом, сказывается на финансовой устойчивости регионов РФ.
2. Ключевой проблемой федерального бюджета РФ следует признать зависимость его доходов от флуктуаций на сырьевых рынка. Как один из крупнейших сырьвевых экспортеров в мировой экономики Россия болезненно зависит от колебаний цен, которые оказывают негативное влияние на сбалансированность государственных финансов, инфляцию и уровень доходов населения. В сумме это является тормозом экономического развития. Кроме того, очевидно, что помимо обеспечения роста базы доходной части бюджета необходимо оптимизировать расходы бюджета, контролировать своевременное и целевое использование бюджетных средств.
3. В системе государственных внебюджетных фондов ключевым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионная реформа в России, опять протекающая в виде шока без терапии, во-первых, вызвана тяжелейшими структурными перекосами в области прихода и расхода бюджетных средств. Во-вторых глубокой демографической ямой. Да, от роста цен на нефть сейчас возник небольшой бюджетный профицит, но это если не видеть расходных нужд. В России большая часть регионов - дотационная, плюс намного возросли расходы на оборону, плюс необходимо использовать внутренние источники инвестиций для выхода из сырьевой ловушки. Если на бюджет повесить ещё и растущие с каждым годом пенсионные нагрузки, он не выдержит. Цены на нефть могут в любой момент опять упасть, тогда упадут и доходы. Поскольку внешние инвестиции под санкциями, а внутренний частный капитал недостаточен, то главным источником инвестиций будет государство - так всегда бывало в истории и сейчас нет никакого иного источника, кроме государства. Наша модель государственно-монополистического капитализма будет использована для концентрации капиталов на основных направлениях экономического прорыва.
4. В целом же финансовую систему РФ следует ориентировать на диверсификацию национальной экономики и уход от сырьевой зависимости. К основным направлениям ее развития можно отнести: рост уровня финансового развития и глубины экономики до уровня ведущих экономик, повышение эффективности бюджетных затрат на ликвидацию инфраструктурных ограничений инновационного роста экономики, контроль за системными рисками и повышение надежности финансовой системы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ