Эстетическое значение физической культуры

Цели и задачи

Целью исследования является теоретический анализ эстетического значения физической культуры.

Введение и актуальность


Любительский спорт, как правило, направлен на развитие человеческих способностей, освоение экстремальных трюков и установку рекордов. Основной наградой для спортсмена-любителя является призовое место, звание рекордсмена или спортивное звание (разряд). Поэтому любительский спорт также называют призовым или соревновательным спортом.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ не содержит упоминаний о любительском спорте, различают спорт массовый и спорт высших достижений. В законе отмечено, что «массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях» [9].
Массовому спорту присущи следующие характеристики:
- соревновательная деятельность,
- доступен для большого числа людей при систематических тренировочных занятиях,
- широко используется с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности [5].
Цель занятий различными видами массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач:
- повысить функциональные возможности отдельных систем организма;
- скорректировать физическое развитие и телосложение;
- повысить общую и профессиональную работоспособность;
- овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками;
- приятно и полезно провести досуг;
- достичь физического совершенства [5].
К элементам массового спорта многие приобщаются еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение среди детей.
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт. Спорт высших достижений - составная часть спорта, представляющая системы организованной подготовки спортсменов высокой квалификации и проведение соревнований с целью достижения максимальных результатов. Характеризуется как двигательная деятельность, преодолевающая кажущиеся пределы человеческих возможностей.
В Федеральном законе № 329-ФЗ от 04.12.2007г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечено, что спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях [9].
Деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную на многие годы, и очень часто такие спортсмены становятся «профессионалами» [7].
Таким образом, цель спорта высших достижений принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Отличительной чертой спорта высших достижений является и то, что данный вид характерен также для шоу и ТВ-бизнеса. Соревнования собирают громадную аудиторию «болельщиков» на стадионах, в других местах проведения соревнований и у телевизора.
Таким образом, анализируя данные понятия, можно отметить, что массовый спорт по своим задачам во многом схож с задачами физической культуры, но реализуется спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Именно на основных принципах массового спорта в Росси в 2014 г. строилась деятельность общероссийской общественной организации «Добровольное физкультурно-спортивное общество «Спорт для всех». Основная цель данного движения - развитие в стране новых форматов спортивно-массовых мероприятий. Спорт для всех – это движение, направленное на достижение доступности занятий физической культурой для всех категорий населения. Он в наибольшей степени приближен к физической культуре.
Являясь национальным членом Международной ассоциации спорта для всех ТАФИСА от России, организация разработала Программу развития массового спорта в России «Спорт для всех», основным мероприятием которой, начиная с 2015 года станет Фестиваль «Спорт для всех» [4].
В рамках фестиваля планируется проводить Всероссийскую любительскую спартакиаду по летним и зимним видам спорта и физическим активностям, основанный на лучших отечественных и мировых традициях, а так же ежегодный праздник массового спорта, который будет проходить в течении недели и собирать на одной площадке лучших из лучших спортсменов-любителей из числа школьников, студентов, сотрудников предприятий и организаций, а также болельщиков и спортивных волонтеров со всей страны.
Таким образом, движение «Спорт для всех» можно рассматривать как специфическую форму массового движения.

Заключение и вывод


Население бережно относится к своему здоровью, понимая, что это личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. За рубежом наблюдется высокий уровень и массовость занятий в спорте у обычных граждан. Это повсеместные дорожки для велосипедистов, корты, бег трусцой и на роликовых коньках. Такое отношение к спорту возникло благодаря интенсивной пропаганде занятий физической культурой и популяризацией выдающихся спортсменов. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым и победить не только соперника, но и самого себя, и самое главное – что победить или изменить себя, можно только на основе систематических тренировок [2].
Таким образом, эстетическую подготовку учащихся надо рассматривать как необходимую составную часть учебно-воспитательного процесса, наиболее тесно связанную с совершенствованием творческих способностей. Под эстетической подготовкой следует понимать педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой и спортом, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно – воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ