Современное понятие государства и его функции

Как правило, такая градация признаков государства не проводится, поскольку она связана с синтетическим, социально-философским его восприятием, которое в современном обществознании практически не представлено. Ведь вполне очевидно, что государство как экономическая организация обладает признаками, не совпадающими с теми, которые характеризуют его как организацию властную или духовную.
Поскольку общая теория государства и права рассматривает только политико-правовой (юридический) аспект государства, постольку из всего многообразия его признаков её интересуют только те, которые представляют эту сторону. Применительно к сферам государственного бытия они представлены, главным образом, кратологическими признаками, а также теми из идеологических признаков, которые характеризуют государственную власть. Поэтому мы рассмотрим только те признаки государства, которые относятся к этим группам. Экономические, социальные и идеологические признаки, непосредственно не связанные с государственной властью, в число его политико-правовых показателей включаться не будут.
По уровню важности признаки подразделяются на существенные, отражающие важнейшие, необходимые, устойчивые внутренние свойства государства, без которых оно в принципе существовать не может, и несущественные, второстепенные, которые показывают внешние свойства государства, наличие которых для него не обязательно. В дальнейшем будут рассмотрены только существенные признаки, поскольку они отражают главные параметры государства. По степени сходства или различия между государством и другими явлениями среди признаков можно выделить общие, единые для государства и сопоставляемого с ним объекта, и специфические, присущие только государству.
Среди признаков государства, отличающих его от первобытного общества, наиболее часто упоминаются: наличие профессионального аппарата управления (государственного аппарата), территориальный принцип организации населения и органов государственной власти; взимание с населения (с индивидов и их организаций) налогов; наличие юридического права. Рассмотрим эти признаки подробнее.
Профессиональный аппарат управления (государственный аппарат), к которому переходят полномочия по руководству социально неоднородным обществом, необходим государству по нескольким причинам. Во-первых, сложность управленческих задач, встающих перед постпервобытным обществом, требует не только специальных познаний и навыков, но и полного сосредоточения людей на их решении. Это делает невозможным участие управленцев в производстве материальных благ и услуг наряду с другими членами общества.
Во-вторых, отсутствие технической возможности оперативного принятия властных решений всеми взрослыми членами социально неоднородного общества, которое отличается от первобытного социума не только в качественном, но и в количественном отношении.
Территориальный принцип организации населения и органов государственной власти заключается в том, что, во-первых, территориальное деление населения и создание территориальных органов государственного аппарата (образование территориальных единиц) осуществляется без учёта родства между людьми. В первобытном обществе, перешедшем к оседлому образу жизни, в период появления крупных межродовых образований (племён и их союзов), состоявших из нескольких территориально обособленных единиц, границы последних всегда совпадали с границами соответствующих коллективов родственников, а органы этих территорий формировались из лиц, связанных с их населением реальным или предполагаемым родством. Территориальное деление населения в государстве наличием родственных связей между людьми не обусловлено и определяется не ими, а потребностями государственного управления.
Такой политико-юридический признак государства, как взимание с населения налогов, состоит в систематическом изъятии у индивидов и организаций определенных денежных сумм или иного имущества. Налоги представляют собой часть избыточного продукта, которая направляется на удовлетворение потребности в профессиональном управлении общими делами, и образуют экономическую основу государственной деятельности. Одна их часть идёт на выплату содержания государственным служащим, снабжение их необходимыми для работы помещениями, оборудованием и т. д.
Другая часть налогов направляется на материальное обеспечение функций государства: создание и поддержание экономической, социальной, транспортной, инженерной, военной, информационной и иных государственных инфраструктур, без которых решение стоящих перед ним задач в принципе невозможно. Бюджеты современных государства более чем на 70 % формируются за счёт налоговых поступлений.
Существенным признаком государства является наличие юридического права. Как особый регулятор человеческого поведения юридическое право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных принципов и основанных на них общих правил поведения (норм), установленных государством (органами государственного аппарата, народом на референдумах, иными уполномоченными на то субъектами) для обеспечения цивилизованного, справедливого порядка в условиях социально неоднородного общества.
Юридическое право охраняется и гарантируется всей системой институтов государства, в том числе органами государственной власти, использующими меры принуждения. Одним из его гарантов в современных условиях становятся различные организации, представляющие гражданское общество (профессиональные и предпринимательские союзы, правозащитные объединения и т. д.).
Все вышеуказанные аспекты нельзя противопоставлять друг другу, поскольку каждый из них отражает лишь одну из граней государственности и несёт собственную содержательную нагрузку. Они дополняют друг друга, а потому одинаково важны для правильного научного представления о государстве.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ