Современная журнальная тревел-периодика в России (на примере журнала «Вокруг света»

До появления блогосферы travel-журналистика существовала в формате авторских передач на радио или телевидении. На Коммерсатъ FM долгое время выходила программа Путешествия Петра Воронкова. За неполные 10 минут эфира слушатели знакомились с традициями народов мира, гастрономическими изысками, авторскими наблюдениями и заметками по поводу той или иной страны. Петр Воронков заядлый путешественник и журналист: за 30 лет профессионального стажа он посетил более 50 стран. В своей программе он открывал для слушателей новые места для путешествий через призму личных впечатлений и воспоминаний.
Некоторые выпуски получали название аналогичное имени человека, с которым связан той или иной город. Выпуск про северную столицу Воронков назвал Басилашвили и вот почему: Я собирался поехать в Питер и мне вдруг вспомнилось, как я однажды позвонил Олегу Валерьяновичу, замечательному нашему актеру. Нужно было, чтобы он сказал мне пару слов о Питере для статьи в National Geographic Traveler. Набираю номер и слышу, что попал не вовремя. Басилашвили разговаривал с кем-то на повышенных тонах и сказал мне в трубку: Петя, это невыносимый город! Жить здесь просто невозможно, здесь хорошо только умирать! Эти миазмы от миллионов костей, на которых он построен, не дают мне дышать. Я просто задыхаюсь, слышишь? Я испугался, потому что Олег Валерьянович действительно захрипел. Потом была минутная пауза, он прокашлялся и продолжил уже ровным и добрым голосом Ах да, Питер — это волшебство! Прекрасный город, Дворцовая площадь, Исакий.
Так, в слегка шутливой и ироничной форме, была представлена программа о путешествиях на радио Коммерсант FM. Их коллеги с Эха Москвы параллельно запустили программу о путешествиях по столице. Ведущими выступили Анна Трефилова и Сергей Бунтман, которые каждое субботнее утро рассказывали слушателям о том, где отдохнуть, что посмотреть, где остановиться и куда следует вернуться еще не раз в любимом городе.
Телевизионные передачи о путешествиях имели свой формат. Огромную популярность и успех обрела программа Клуб путешественников, выходившая на Первом канале с 1960 года. Первым ведущим был Владимир Шнейдеров. С 1973 года его сменил врач и знаменитый путешественник Юрий Сенкевич. Под его руководством вышло порядка 1600 выпусков. В течении 30 лет и до самой смерти (в 2003 году) Сенкевич оставался бессменным ведущим. Передача была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как старейшая программа на российском телевидении.
Прототипом Клуба путешественников стала передача Дмитрия Крылова Непутевые заметки. Программа выходит с 1996 года и остается актуальной по настоящее время. Крылов знакомит зрителей с другими странами через легенды и сказания.
Путевые заметки разбиты на циклы: средиземноморский, американский, российский. Подача материала отличается ироничностью, создавая ощущение дружественной и уютной обстановки. Отдельные выпуски содержат полезную информацию для туристов, например, об особенностях местного законодательства или поведения жителей.
С момента существования, Непутевые заметки успели объездить весь мир и в 2002 году добрались до Северного полюса. Крылов не только является ведущим программы, но и сам пишет сценарии, занимается монтажом и выбором звукового оформления, а также собственноручно выбирает страны, в которые планирует поехать со съемочной группой.
С появлением Интернета многие СМИ о путешествиях получают свой аналог в сети. Разительное отличие интернет-версии журнала состоит в частоте обновляемого материала. Новые статьи публикуются на сайтах гораздо чаще, чем раз в месяц.
Более того, многие журналы предоставляют возможность авторам колонок вести собственный интернет-дневник на платформе своего сетевого издания. Таким образом, лаконичный стиль повествования в тематической рубрике сменяется ярко окрашенным авторским текстом. Текст начинает играть новыми красками, в нем уже нет места редакторским поправкам, а читатель может свободно общаться с автором в комментариях к его очередному посту.
Но большинство travel-журналистов устремили свои взгляды на Livejournal. В собственном блоге не было никаких ограничений. Возможность круглосуточно добавлять фотографии и публиковать свои записи привела сюда многих популярных авторов. Читатели могли следить за перемещениями журналиста в режиме реального времени. Аудитория посетителей портала Livejournal.com в разы превышала читателей популярных аналогов туристических СМИ. Возможность подачи материала заметно расширилась и сформировала свой жанровый пласт для направления travel-журналистики.
На сегодняшний день, travel — журналистику отличает разнообразие жанрообразующих форм. Самым распространённым и полюбившимся жанром travel-журналистов считается путевой очерк. А.А. Тертычный в своей книге Жанры периодической печати дает определение путевого очерка, как художественно-публицистического жанра журналистики. В него входит описание важных и интересных событий, происшествий, встреч и бесед с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия.
Вторым по частоте использования жанром являются путевые заметки. Их, напротив, отличает отсутствие глубокого анализа, личностного характера повествования. Здесь подчиненность одной теме вовсе не обязательна. Автор книги Технология создания журналистского произведения Ким М.Н. говорит о том, что путевые заметки являются разновидностью путевого очерка.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ