Детско-родительское общение как фактор гармоничного воспитания ребенка в семье.

Детско-родительские отношения, представляют собой подструктуру семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношение родителя к ребенку, а так же ребенка к родителю. Так же, они понимаются как взаимодействие, взаимовлияние ребенка и родителя, при котором довольно четко просматриваются социально-психологические особенности межличностных отношений (А.Я. Варга, А.И. Кабанова, А.Г. Лидерс, Т.В. Якимова и др.).
Детско-родительские отношения, отличаются от других видов межличностных отношений, они являются достаточно специфичными. Е.О. Смирнова, считает, что детско-родительские отношения обладают сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Так же в семейных взаимоотношениях, возможно присутствие двойственности отношении родителей и ребенка. Родитель должен заботиться о ребенке, но при этом, научить его самостоятельности.
Э. Эриксон, рассматривал понятия амбивалентности в своей концепции. Он называет ее «двойственной интенцией», в ней совмещается родительская забота в потребностях ребенка, чувство полного личного доверия к нему, но при этом, сам ребенок устанавливает баланс между указаниями родителя и собственной инициативой. А.С. Спиваковская, упоминает о конфликтности детско-родительских отношений, в которых взрослеющих ребенок, так или иначе стремиться к отделению от родителей, которые в свою очередь пытаются удерживать его около себя, при этом надеясь на его взросление и развитие. Существенная особенность, по мнению Спиваковской, заключается в постоянном изменении отношений, которое происходит с возрастом ребенка и неизбежном его отделении от семьи.
Отечественные психологи, изучавшие детско-родительские отношения (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев.), определяли их как: «Избирательную в оценочном и эмоциональном плане психологическую связь ребенка с каждым из родителей. Выражающихся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями, культурными моделями поведения и способ общения с родителями и восприятия ребенка», то есть данные взаимоотношения рассматриваются, как осознание человеком любого возраста, отношений со своими отцом и матерью [35].
По мнению З. Фрейда, в его психологическом анализе, отношение между матерью и ребенком, являются главным фактором детского развития. Мать выступает для ребенка, первым и самым значимым источником удовольствия, первый объект либидо. Так же, является законодателем и «Контролером». З.Фрейд, приедет большое значение, отделению ребенка от родителя. Он утверждал, что для благополучного социального будущего, отход ребенка от родителя, неизбежен.
Очень широкое признание в психологии, получила точка зрения, которую выдвинул Э. Фромм, об особенностях родительской любви и роли матери и отца в жизни ребенка. Так же были выявлены качественные различия материнского и отцовского отношения к детям. Материнская любовь – мать любит ребенка, за то, что он есть. Она не поддаётся контролю со стороны ребенка, так же ее нельзя заслужить, она либо есть, либо ее нету. Что касается отцовской любви, она обусловлена, ее можно заслужить или лишится. Отец любит за то, что ребенок может оправдать или же оправдывает его ожидания. Упоминание идет, не о конкретных людях, а о материнских и отцовских началах, которые, так или иначе, представлены в личности каждой матери и каждого отца.
В гуманистическом направлении одним из подходов понимания, является подход А. Адлера. Он, считал, что развитие личности человека в первую очередь рассматривается через социальные отношения. Стиль жизни, как и фундамент личности, закладывается еще с раннего детства. Развитие широкого социального интереса у ребенка, возникает из-за семейных ценностей и установок, здоровой любви (прежде всего материнской) и взаимоуважения всех членов семьи. Адлер считает, что основными понятиями семейного воспитания, являются: равенство и сотрудничество.
На отношения к ребенку, влияют и личностные особенности родителя. Показателем, подтверждающим данное высказывание, выступает концепция «Шизофреногенной матери» (Э. Фромм — Ф. Райхманн, 1948г). Шизофреногенная мать, это женщина, которая вызывает у ребенка сильную тревожность, при этом старательно его, отвергая, она мешается его нормальному развитию из-за сильной потребности в контроле. Старается быть безупречной в любых делах, требуя того же от окружающих. Мужья таких женщин, чаще всего изолированы и позволяют женщине взять полную опеку над ребенком. При такой ситуации, ребенок, чаще всего уступает матери и старается закрыться от окружающего мира, ради безопасности, которую она пропагандирует, старательно прячущая свои обиды и ненависть за демонстративной заботой.
Благодаря анализу работ специалистов, можно выявить следующие характеристики детско-родительских отношений:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ