Социальные конфликты

Цели и задачи

Цель исследования заключается в изучении явления социального конфликта.

Введение и актуальность


Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что социальные конфликты возникают при разногласии двух и более сторон. Обычно люди принимают конфликты как нечто опасное и стараются их избежать, с одной стороны это верное решение, но с другой именно социальные конфликты являются ключом к решению несогласий, они помогают выявить камень преткновений и принимают меры про разрешению конфликтов, люди высказывают свои мнения по поводу сложившейся ситуации, обсуждают её и стараются разрешить, на мой взгляд, такой путь намного вернее нежели умолчание и создание видимости того, что все хорошо, именно конфликты помогают людям правильно оценить проблему с разных сторон видения.

1.2. Причины и классификация конфликта

Причина конфликта — это явление, предполагающее появление конфликта
Объективные причины — это обстоятельства социального взаимодействия людей, которые приводят к столкновению интересов, мнений и установок.
К наиболее распространенным объективным причинам можно отнести следующие:
- столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
- отсутствие разработанной системы урегулирования социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;
- недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности человека материальных и духовных благ;
- устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений.
2. Организационно-управленческие причины — это обстоятельства, связанные с созданием, развитием и функционированием групп, коллективов и организаций.
Выделяют следующие типы подобных причин:
- структурно-организационные заключаются в том, что структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается;
- функционально-организационные причины вызваны отсутствием функциональных связей с внешней средой, между структурными элементами организации и между отдельными работниками;
- личностно-функциональные причины – это несоответствие работника требованиям, касающихся его профессиональных и нравственных качества занимаемой должности.
3. Социально-психологические причины — это обстоятельства, связанные с непосредственным взаимодействием людей.
Выделяют следующий ряд таких причин:
- искажение или потеря информации в ходе её передачи отдельным человеком или группой лиц;
- естественный различный подход к оценке сложных событий заключается в непонимании людьми того;
- психологическая несовместимость чаще всего проявляется в несовместимости темперамента и характера взаимодействующих людей;
- напряженные межличностные отношения являются одной из самых распространённых причин, так как с ними человек сталкивается во всех сферах жизни общества. Они могут быть вызваны различными факторами как внешними, так и внутренними;
- стремление к власти. [3, с. 121].
4. Личностные причины конфликта — это обстоятельства, которые связаны с индивидуально-психологическими особенностями участников конфликта.
К ним относятся следующие причины:
- низкий уровень социально-психологической компетентности предполагает неумение человека вести себя в конфликтной ситуации и незнание конструктивных стратегий;
- недостаточная психологическая устойчивость;
- завышенный или заниженный уровень самооценки;
Классификация — научный метод, заключающийся в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака [3, с. 97].
Межличностный конфликт определяют, как открытое столкновение двух субъектов, в основе которого лежат противоречия, выступающие в виде противоположных целей. В такого рода конфликтах люди обычно пытаются отстоять свою точку зрения, прибегая к различным обвинениям. [13, с. 97].
Конфликт между отдельной личностью и группой возникает в том случае, если личность занимает позицию отличную от позиции группы. В такой ситуации группа, как правило, выступает в качестве сильной стороны, так как обладает большей мощью и жестокостью, по отношению к оппоненту.
Малая социальная группа — это совокупность людей, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом, объединенные общими целями и задачами совместной деятельности. Такие группы могут быть формальными, то есть иметь структуру, иерархию должностей и устав, и неформальными, возникающими спонтанно, на основе личных качеств.
Средние социальные группы — это самостоятельная организация, имеющая свой определенный статус и функции. Данные группы, чаще всего, носят постоянный характер, имеют уже сложившуюся структуру, администрацию и органы управления.
Большие социальные группы — это крупные образования, такие как социальные классы, касты, политические партии, этнические общности, религиозные объединения и другие. Такого рода группы конституируются на основе общих для всех членов признаков [10, с. 291].
Межгосударственный конфликт — это противоборство между двумя отдельными государствами или группой государств (коалициями). Возникновение международного конфликта неизбежно, в случае, когда государство или группа государств стремиться навязать своё мнение и интересы, ущемляя и не принимая во внимание точку зрения других государств. Одно из отличительных черт конфликта — это опасность массового уничтожения людей [8, с. 97].

Заключение и вывод

В теоретической части нашей работы проанализировали научные труды отечественных и зарубежных ученых-конфликтологов, социологов, психологов, направленные на изучение конфликта как неотъемлемой части жизни общества, основных причин, на исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях, на способы предупреждения и этапа завершения конфликта. Мы сформулировали определение конфликта с точки зрения различных интерпретаций, определили причины возникновения разного рода конфликтов; проанализировали стадии конфликта, его классификацию и динамику с точки зрения системного подхода, рассмотрели основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, а также способы предупреждения конфликтов.
В практической части нашей работы мы изучили культурологические особенности, а именно: ментальность и стандарты естественности в обществе; составили и провели опрос на основе 5 стратегий поведения, составленных К. Томасом, среди двух культур российской и западной, и выявили предпочтительные стратегии в разрешении конфликтов для каждой из них.
Благодаря результатам, полученных в ходе исследования, мы приходим к выводу, что выбор стратегии поведения зависит от многих факторов: заложенных от рождения культурных норм и ценностей, приобретённых в ходе развития и становления личности навыков или внешних факторов, таких как уровень коллективизма/индивидуализма и исторических событий, влияющих на сознание и поведение представителей разных культур.
Согласно всем вышеперечисленным факторам и основываясь на общепринятых понятиях и исследованиях мы установили, что представители современной российской культуры склонны к выбору стратегии сотрудничества, представители западной культуры к стратегии компромисса, данные являются неабсолютными, так как в зависимости от времени, тенденций, инновационных технологий и методов исследования поведения в конфликтных ситуациях данные могут изменяться.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ