Социально-психологические аспекты исследования больших групп

Цели и задачи

Цель курсовой работы рассмотреть социально-психологические аспекты больших социальных групп.

Введение и актуальность


Анализ психологических характеристик больших социальных групп приводит к постановке принципиально важного для социальной психологии вопроса: каким образом элементы общей психологии «взаимодействуют» с психикой каждого отдельного человека, который входит в такую ​​группу? Исследование того, как социальный опыт группы, отраженный в элементах его психологии «касается» индивида и не может быть выполнен без участия малой группы. В рамках социального класса, нации, профессиональной группы люди объединяются в самые различные группы, созданные по самым разным причинам. Следующий логический шаг в проблеме взаимодействия личности и среды – это анализ психологической стороны больших групп.
1.3. Структура психологии больших социальных групп и их исследование
Структура психологии больших социальных групп является достаточно сложной и в широком смысле включает психические процессы, психические состояния и психические свойства, в которых выделяют динамические элементы (настроение) и устойчивые образования (традиции, навыки, интересы). Можно обратить внимание на такой социально-психологический феномен больших групп, как вера. Вера как определение чего-либо истинного с такой решительностью, которая превышает силу внешних, фактических и формальных доводов, имеет преимущественно эмоционально-интуитивный характер. Она является обязательным элементом общественного сознания. Истины веры включаются в структуру «Я» каждого из членов большой группы и в определенной степени определяют его поступки, суждения, нормы поведения.
Структура психологии больших социальных групп содержит ряд элементов, к которым в широком смысле относятся различные психические свойства, процессы, состояния. Важно рассмотреть психологию больших групп с точки зрения когнитивной, мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сферы [6, c. 51].
К когнитивной сфере ученые относят коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. В этой сфере большой группы закрепляются способы и механизмы, с помощью которых возникают, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ценности. Самый высокий уровень когнитивных структур крупных сообществ составляет общественное сознание, которое в форме идей, теорий является основой идеологии общества. Что интересует людей, о чем они думают – все это является отражением статуса групп, социальных процессов в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Содержание когнитивных процессов в больших сообществах меняется в зависимости от социальных условий. Историческим является не только понятийный, категориальный строй мышления большой группы, но и его стиль.
Мотивационная сфера больших групп включает групповые ценности, потребности, интересы, цели, установки и идеалы. Они являются теми мотивами деятельности и поведения, которые определяют направленность мотивации групп. Высшей формой побуждения к социальной деятельности крупных групп являются идеалы, убеждения.
Аффективную сферу психологии больших групп составляют чувства, эмоции и настроения.
Социальные чувства – эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, явлениям социальной действительности. Они возникают в больших сообществах и играют важную роль в общении, взаимодействии и взаимовлиянии людей. Примером негативного социального чувства может быть описанная в литературе «классовая ненависть». В ее основе лежит коллективное мнение о том, что любая дифференциация связана с неравенством, а следовательно – вызывает неприязнь одной большой группы против другой.
Общественные настроения – оценка сообществами объективных процессов и психических феноменов, доминирующих в определенные периоды общественного развития. По сравнению с индивидуальными, коллективные настроения являются продуктом всей системы социальных отношений (экономических, политических, идеологических). Они имеют больше социальную, чем индивидуальную обусловленность. Так, фактор физического самочувствия в общественных настроениях отступает на задний план перед социальным фактором (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т. д.) [4, c. 29].
Регулятивно-волевая сфера в психологии больших групп включает коллективную деятельность и групповое поведение. Для деятельности этих групп специфическими являются цель деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. И поэтому существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.

Заключение и вывод


В результате исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. Итак, к большим социальным группам относятся сообщества людей, существующих в масштабах общества, государства в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нация, народ), возрастные группы (дети, молодежь, взрослые, пенсионеры) и др. Группа представляет собой совокупность людей, объединенных общим признаком, члены которой характеризуются опосредованными ролевыми связями и могут не иметь непосредственных контактов из-за ее численности (нация, политическая партия, профессиональная, молодежные союзы, работники определенной сферы), их поведение преимущественно регулируется нравами, обычаями, традициями.
2. Общепринятым считается распределение больших в количественном отношении групп людей на два вида:
а) стихийно образованные сообщества, характеризующиеся кратковременным сроком существования (толпа, публика, аудитория);
б) социальные группы, которые занимают определенное место в системе общественных отношений и характеризуются четко определенными параметрами (этнические группы, профессиональные группы, половозрастные и др.).
3. В качестве объекта исследования мы выбрали людей среднего возраста как социальную группу. Средняя взрослость хронологически охватывает период от 40 до 60-65 лет. Центральная характеристика психосоциальной ситуации развития в период средней взрослости связана с активным включением взрослого человека во все сферы жизнедеятельности Социальная ситуация развития человека среднего взрослого возраста – это ситуация реализации взрослым человеком себя, активного включения и полного раскрытия им собственного потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях
4. В результате эмпирического исследования, мы пришли к выводам, что ведущими ценностными ориентациями испытуемых среднего возраста являются: «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «интересная работа».
К нейтральной зоне вошли ценности, которые соотносятся с мерой доступности равномерно, а именно: «материальная стабильность», «друзья», «уверенность в себе», «познание», «творчество».
Внутренний психологический вакуум составляют ценности: «активность жизни», «здоровье», «интересная работа», «красота природы», «любовь».
Существует три типа соотношения «ценности-доступности» в период середины жизни: «Нормальный», «Внутренне опустошен» и «Норма-вакуум». Второй из указанных профилей характеризуется ригидностью идеалов и самой низкой степенью чувства насыщенности прожитых лет.
Ключевыми ценностями лиц среднего возраста являются «активная жизнь» – «интересная работа» – «уверенность в себе» – «здоровье».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ