социальная защита трудящихся-мигрантов в праве социального обеспечения

Цели и задачи

Цель работы – изучить и проанализировать социальную защиту трудящихся-мигрантов в праве социального обеспечения.

Введение и актуальность


В ст. 2 Конституции Российской Федерации как основы миграционного законодательства закреплены права и свободы человека [8]. Эти права необходимо рассматривать в качестве высшей ценности, что гарантирует защиту прав мигрантов со стороны государства. Также ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрены ограничения прав и свобод.
Отправной точкой (первым этапом) развития правового регулирования миграции стал Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе», в котором в качестве приоритетных целей миграции выделялись: во-первых, регулирование стихийной миграции, во-вторых, регулирование миграционных потоков, в-третьих, беспрепятственная реализация права мигрантов, в-четвертых, гуманное отношение к беженцам.
Особо хотелось бы отметить содержание подп. 2.2 Указа Президента РФ от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе», в котором регулирование проблем миграции предлагалось на основе норм международного права исходя из различных ситуаций, среди которых называлось вхождение РФ в состав Европейского союза и присоединение с последующей имплементацией норм Конвенции по защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней.
Интересно, что Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ [11] Российская Федерация ратифицировала Конвенцию и протоколы к ней и без вступления в Европейский союз.
Также предполагалось принятие ряда федеральных законов, таких как «О миграции», «Об эмиграции и иммиграции», «О социальной защите трудящихся-мигрантов». Однако эти законы так и не были приняты, а дублирование и коллизии законодательства в совокупности с большим массивом принимаемых нормативных правовых актов и без того затруднили процесс систематизации законодательства в сфере миграции.
Вторым этапом развития правового регулирования миграции стало издание распоряжения Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р, утвердившего Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. В Концепции в качестве основных целей определялись: во-первых, обеспечение национальной безопасности; во-вторых, социально-экономическое и демографическое развитие; в-третьих, содействие потребности экономики за счет рабочей силы, в том числе за счет использования потенциала трудовых мигрантов; в-четвертых, рациональное размещение населения на территории страны. Как представляется, документ не был подкреплен алгоритмами реализации, что негативным образом сказалось на правоприменительной практике.
Третьим этапом развития миграционного законодательства стало утверждение Президентом РФ Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, в которой в качестве приоритетных целей миграционной политики определены: обеспечение национальной безопасности, содействие потребностям экономики за счет рабочей силы, увеличение численности населения.
В связи с этим необходимо отметить, что подобное видение целей и основных направлений развития миграционной политики характерно для различных этапов российской истории.
На протяжении ХVII в. перед государством стояла задача по заселению территорий для освоения природных ресурсов. В период правления Петра I на постоянную службу приглашались иностранные подданные (по аналогии с нашим временем – «квалифицированные иностранные специалисты»). В дальнейшем Екатериной II издаются два манифеста «О свободном поселении иностранцев в России» и «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают». Таким образом, политика привлечения иностранных подданных продолжилась, вместе с иностранными специалистами привлекались и иностранные подданные в качестве колонистов для заселения территорий. Для прибывших на территорию империи были установлены гарантии и льготы, такие как свобода вероисповедания, ссуда из казны, отвод земли, налоговые льготы. Имелось и обязательное условие – принятие гражданства. Итогом многолетней миграционной политики стало создание 549 колоний, насчитывающих более 250 тыс. колонистов, введение правового режима квотирования в виде ограничения прибывающих мигрантов (до 200 семей ежегодно), въезд по разрешениям. В последующем акцент при освоении малонаселенных мест на территории империи делился на внутренние миграционные процессы, данные обстоятельства были связаны с экономическими и военно-политическими целями.
Таким образом, целевой переход от регулирования стихийной миграции и миграционных потоков к удовлетворению экономических потребностей страны за счет расширения рынка рабочей силы является исторически и экономически закономерным явлением.

Заключение и вывод


В ходе решения задач курсовой работы на основе анализа теоретических положений о социальной защите трудящихся-мигрантов в праве социального обеспечения и анализа рассматриваемой проблемы представляется возможным сделать следующие выводы по исследованию:
Таким образом, важно понимать, что в достаточной степени эффективное регулирование международной трудовой миграции даст возможность обеспечить устойчивый рост благосостояния общества.
В результате чего, можно сделать вывод о том, что целевой переход от миграционных потоков и регулирования стихийной миграции к непосредственному удовлетворению экономических потребностей государства за счет расширения рынка рабочей силы считается экономически и исторически закономерным явлением.
В конечном итоге, можно прийти к выводу о том, что миграционные процессы оказывают положительное влияние на территориальную организацию населения изучаемого региона, поскольку начиная с 2014 года численность населения городов Курской области возрастала за счет миграции: в 2014 году она увеличилось на 2 688 человек, а по итогам 2018 года – на 1 974 человека, при этом численность населения сельских муниципальных образований региона из года в год сокращалась за счет миграционного движения. Так, в 2010 году отрицательный миграционный прирост численности сельского населения составлял 4 321 человек, а в 2018 году – 2 700 человек. В результате этих процессов на 1000 человек средней численности населения сельских населенных пунктов Курской области в 2010 году приходилось 14,7 человек выбывших и 8,3 человека прибывших.
В результате чего, можно сделать вывод о том, что на территории Курской области проводится активная политика управления миграционными потоками, которая дает возможность получить положительные результаты.
В результате проведенного исследования, можно прийти к выводу о том, что в Курской области продолжится реализация программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Планируется, что все эти годы будет совершенствоваться региональное законодательство в этой сфере, будут проводиться мероприятия по содействию адаптации и интеграции мигрантов в регионе, противодействию незаконной миграции.
Таким образом, в регионе продолжается реализация государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
По информации, администрации Курской области, Курск для проживания выбрали 269 семей. Переезжают наши соотечественники также в Железногорск, Железногорский и Курский районы. Из числа прибывших 488 человек – люди трудоспособного возраста, 152 человека – несовершеннолетние дети, 60 человек – пенсионеры. Служба занятости помогает переселенцам найти работу.
На сегодняшний день 80% прибывших переселенцев трудоустроены. Из областного и федерального бюджетов участникам государственной программы, имеющим двух и более несовершеннолетних детей, предусмотрены единовременные выплаты в размере 8 тысяч рублей. Такую же сумму получают семьи переселенцев, прибывшие на постоянное место жительства в сельскую местность. Тем, кто арендует жильё, в течение полугода производится компенсация найма.
Региональный комитет по труду и занятости населения совместно с УМВД России по Курской области регулярно проводят видео-презентации программы Курской области в странах ближнего зарубежья. Постоянно обновляется банк вакансий для соотечественников. На сегодняшний день в нём имеется более 300 вакансий для квалифицированных специалистов. Программа по переселению соотечественников будет действовать до 2021 года. Как правило, в регион приезжают семьи из Украины, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Армении.
Вопросы упрощения натурализации для ряда иностранных граждан не теряют актуальности в повестке законодателей. Один из них — создание благоприятных условий для талантливой молодёжи, которая едет учиться в Россию.
В данном случае речь идёт об упрощении порядка получения российского гражданства соотечественниками и специалистами. МВД России подготовило проекты трёх федеральных законов, которые вносят соответствующие изменения в Закон «О гражданстве Российской Федерации».
Так, в одном документе речь идёт об иностранцах, которые с отличием окончили МГУ и СПбГУ, а также федеральные и национальные исследовательские университеты России. Упрощённый порядок для них предусмотрен по ходатайству этих университетов.
Продолжится международное сотрудничество вузов, презентации нашего региона для зарубежных стран. Вся работа будет вестись в тесном межведомственном взаимодействии администрации региона с региональными управлениями ФМС, ФСБ, МВД, Роспотребнадзора и Курской таможней.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ