Система тропов в поэтическом цикле на примере Панаевского цикла Н.А. Некрасова

Цели и задачи

Цель данной работы – рассмотреть особенности системы тропов на примере «Панаевского цикла» Н.

Введение и актуальность


Творческое развитие традиционных метафорических сочетаний и значений ведёт к образованию ряда метафор – цепи метафор (по выражению В. М. Жирмунского). Например: вой метели – песни вьюги, бубен, трубы метели (А. Блок). Однако основанием развёртывания таких цепей выступает метонимический принцип, поэтому мы рассмотрим их чуть позднее, в связи с характеристикой метонимии.
Итак, метафоры сравнения отличаются от союзных сравнений
1) своеобразной метафоричностью одного из компонентов;
2) некатегоричностью сближения денотатов.
В тексте метафора сравнение часто соседствует с собственно сравнением: «Вон, точно карты, полукругом / Расходятся огни. / Гадай, дитя, по картам ночи, / Где твой маяк…» (А. Блок). Аналогично у него же в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна»: край – как рай; В том раю тишина бездыханна… (реализация метафоры).
Противоположным представляется разрешение метафоры в сравнении: «…Я список кораблей прочёл до середины: / Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный…» - «Как журавлиный клин, в чужие рубежи…» (О. Мандельштам).
Н. А. Кожевникова пишет: «Хотя формально происходит только переход от сравнения к метафоре, отношения между тропами таковы, что метафора не самодостаточна, она предполагает соотнесённость со сравнением, возвращение к нему, то есть обратное преобразование метафоры в сравнение».
В соответствии с направлением переноса значения различают четыре основных семантических типа метафор (классификация Рынькова: 28, с. 42):
-перенос наименования с живого на неживое: метель поёт, ласковая тишь;
-с неживого на неживое: аллеи рек, бусы фонарей, скрипучие дни; - с живого на живое: пожилой попугай, нахохлившийся сосед; - с неживого на живое: каменное лицо, вылинявшие рыбки. Первый тип обычно называют особой разновидностью метафоры – олицетворением.
Олицетворение определяется как перенос наименования с живого на неживое с целью характеристики явления или передачи настроения, состояния.
Формы выражения олицетворения:
-прилагательные, характеризующие внутренние качества или физическое состояние человека: гордые пальмы, ленивая река, угрюмые тучи, своенравная волна;
-глаголы с семантикой действий или состояний, свойственных человеку или другим живым существам: вьюга злится, поёт зима, река грустит, дом нахохлился; при этом олицетворение может поддерживаться эпитетами: «Река раскинулась, течёт, грустит лениво» (А. Блок);
-приложения: ивы-кроткие монашки, схимник-ветер, берёзоньки-подружки.
Кроме того, олицетворяющий характер носят развёрнутые метафорические образы:

Заключение и вывод

Мы убедились в том, что тропы являются важными выразительными средствами русского языка. Говоря о выразительности, мы в первую очередь, подразумеваем эмоциональную окрашенность, разнообразие речи. При этом тропы достигают этого разнообразия при помощи не синтаксических, а семантических акцентов, в то время как стилистические фигуры - это исключительно синтаксические конструкции.
Тропы - это отдельные слова и словосочетания, употребленные в прямом значении, а также слова и выражения, употребленные в переносном смысле, а стилистические фигуры - это непривычные синтаксические обороты, которые нарушают языковые нормы и употребляются для украшения речи. Среди основных троп принято выделять эпитеты и сравнения, а также метафору, метонимию и иронию. В качестве основных стилистических фигур служат анафора, эпифора, кольцо, параллелизм, градация, эллипсис, инверсия и др.
Все эти средства выразительности употребляются не только по отдельности, но и в комплексе, например, параллелизм, как стилистическая фигура нередко может включать символы, как часть тропа - метафоры, а анаколуф нередко содержит в себе иронию. То есть, стилистические фигуры как бы содержат в себе тропы, включает их семантические акценты в свою синтаксическую конструкцию.
Наиболее ярко роль тропов и стилистических фигур раскрывается в поэзии Н.А. Некрасова, где они не только украшают текст и усиливают его психологическое влияние на читателя, но и могут составлять композиционную основу произведения. Однако, не чужды выразительные средства языка и прозе, что подтверждается многими примерами классической литературы.
Изучение использования тропов в русской речи позволяет утверждать, что разновидности тропов отличаются друг от друга особенностями функционирования, частотностью употребления, стилистической маркированностью, оттенками семантики, степенью выразительности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ