Система тропов в поэтическом цикле на примере Панаевского цикла Н.А. Некрасова
Цели и задачи
Цель данной работы – рассмотреть особенности системы тропов на примере «Панаевского цикла» Н.
Введение и актуальность
Творческое развитие традиционных метафорических сочетаний и значений ведёт к образованию ряда метафор – цепи метафор (по выражению В. М. Жирмунского). Например: вой метели – песни вьюги, бубен, трубы метели (А. Блок). Однако основанием развёртывания таких цепей выступает метонимический принцип, поэтому мы рассмотрим их чуть позднее, в связи с характеристикой метонимии.
Итак, метафоры сравнения отличаются от союзных сравнений
1) своеобразной метафоричностью одного из компонентов;
2) некатегоричностью сближения денотатов.
В тексте метафора сравнение часто соседствует с собственно сравнением: «Вон, точно карты, полукругом / Расходятся огни. / Гадай, дитя, по картам ночи, / Где твой маяк…» (А. Блок). Аналогично у него же в стихотворении «Ты – как отзвук забытого гимна»: край – как рай; В том раю тишина бездыханна… (реализация метафоры).
Противоположным представляется разрешение метафоры в сравнении: «…Я список кораблей прочёл до середины: / Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный…» - «Как журавлиный клин, в чужие рубежи…» (О. Мандельштам).
Н. А. Кожевникова пишет: «Хотя формально происходит только переход от сравнения к метафоре, отношения между тропами таковы, что метафора не самодостаточна, она предполагает соотнесённость со сравнением, возвращение к нему, то есть обратное преобразование метафоры в сравнение».
В соответствии с направлением переноса значения различают четыре основных семантических типа метафор (классификация Рынькова: 28, с. 42):
-перенос наименования с живого на неживое: метель поёт, ласковая тишь;
-с неживого на неживое: аллеи рек, бусы фонарей, скрипучие дни; - с живого на живое: пожилой попугай, нахохлившийся сосед; - с неживого на живое: каменное лицо, вылинявшие рыбки. Первый тип обычно называют особой разновидностью метафоры – олицетворением.
Олицетворение определяется как перенос наименования с живого на неживое с целью характеристики явления или передачи настроения, состояния.
Формы выражения олицетворения:
-прилагательные, характеризующие внутренние качества или физическое состояние человека: гордые пальмы, ленивая река, угрюмые тучи, своенравная волна;
-глаголы с семантикой действий или состояний, свойственных человеку или другим живым существам: вьюга злится, поёт зима, река грустит, дом нахохлился; при этом олицетворение может поддерживаться эпитетами: «Река раскинулась, течёт, грустит лениво» (А. Блок);
-приложения: ивы-кроткие монашки, схимник-ветер, берёзоньки-подружки.
Кроме того, олицетворяющий характер носят развёрнутые метафорические образы:
Заключение и вывод
Мы убедились в том, что тропы являются важными выразительными средствами русского языка. Говоря о выразительности, мы в первую очередь, подразумеваем эмоциональную окрашенность, разнообразие речи. При этом тропы достигают этого разнообразия при помощи не синтаксических, а семантических акцентов, в то время как стилистические фигуры - это исключительно синтаксические конструкции.
Тропы - это отдельные слова и словосочетания, употребленные в прямом значении, а также слова и выражения, употребленные в переносном смысле, а стилистические фигуры - это непривычные синтаксические обороты, которые нарушают языковые нормы и употребляются для украшения речи. Среди основных троп принято выделять эпитеты и сравнения, а также метафору, метонимию и иронию. В качестве основных стилистических фигур служат анафора, эпифора, кольцо, параллелизм, градация, эллипсис, инверсия и др.
Все эти средства выразительности употребляются не только по отдельности, но и в комплексе, например, параллелизм, как стилистическая фигура нередко может включать символы, как часть тропа - метафоры, а анаколуф нередко содержит в себе иронию. То есть, стилистические фигуры как бы содержат в себе тропы, включает их семантические акценты в свою синтаксическую конструкцию.
Наиболее ярко роль тропов и стилистических фигур раскрывается в поэзии Н.А. Некрасова, где они не только украшают текст и усиливают его психологическое влияние на читателя, но и могут составлять композиционную основу произведения. Однако, не чужды выразительные средства языка и прозе, что подтверждается многими примерами классической литературы.
Изучение использования тропов в русской речи позволяет утверждать, что разновидности тропов отличаются друг от друга особенностями функционирования, частотностью употребления, стилистической маркированностью, оттенками семантики, степенью выразительности.
Тропы - это отдельные слова и словосочетания, употребленные в прямом значении, а также слова и выражения, употребленные в переносном смысле, а стилистические фигуры - это непривычные синтаксические обороты, которые нарушают языковые нормы и употребляются для украшения речи. Среди основных троп принято выделять эпитеты и сравнения, а также метафору, метонимию и иронию. В качестве основных стилистических фигур служат анафора, эпифора, кольцо, параллелизм, градация, эллипсис, инверсия и др.
Все эти средства выразительности употребляются не только по отдельности, но и в комплексе, например, параллелизм, как стилистическая фигура нередко может включать символы, как часть тропа - метафоры, а анаколуф нередко содержит в себе иронию. То есть, стилистические фигуры как бы содержат в себе тропы, включает их семантические акценты в свою синтаксическую конструкцию.
Наиболее ярко роль тропов и стилистических фигур раскрывается в поэзии Н.А. Некрасова, где они не только украшают текст и усиливают его психологическое влияние на читателя, но и могут составлять композиционную основу произведения. Однако, не чужды выразительные средства языка и прозе, что подтверждается многими примерами классической литературы.
Изучение использования тропов в русской речи позволяет утверждать, что разновидности тропов отличаются друг от друга особенностями функционирования, частотностью употребления, стилистической маркированностью, оттенками семантики, степенью выразительности.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт