Профориентационные предпочтения и личностные особенности подростков

В настоящее время проблема профориентации молодежи считается одной из ключевых, поскольку современные выпускники школ практически дезориентированы в потребностях рынка труда и выбирают профессии не по востребованности обществом, производством, а по их престижу. Чтобы решить эту и другие проблемы, необходимо организовать процесс профориентации, соответствующий потребностям современного общества и рынка труда. Рассмотрим сущность понятия «профориентация». Как отмечает М.В. Ретивых, профессиональная ориентация появилась как следствие разделения труда и возникновения большого количества профессий и специальностей [48].
Данное понятие представлено в нормативно-правовых документах и в работах ученых. В соответствии с постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждения положения и профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ».
Как показал анализ научных публикаций [12; 17; 18], исследователи рассматривают профессиональную ориентацию в широком и узком смысле. В первом случае ее представляют как систему социального и педагогического воздействия на подрастающее поколение с целью подготовки к сознательному выбору профессии, во втором – как целенаправленную деятельность по формированию у учеников внутренней потребности и готовности к сознательном у выбору профессии [12, с. 116]. В обоих случаях результатом является профессиональное созревание школьников, профессиональное самоопределение, выбор профессии. Понятие «профориентация» также рассматривается как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессией и разного уровня квалификации. [29, с. 116]. С понятием профориентация тесно связаны такие понятия как «профессиональные планы», «жизненные планы», «карьера». Они говорят о перспективах правильного профессионального выбора. Также в связке с профориентацией следует рассматривать понятия «профессиональный отбор», «профессиональная пригодность».
Любая профнавигация или профориентация, если она не имеет прямой корреляции с основной образовательной программой, где есть мотивация получить или не получить аттестат, уходит в зону добровольного выбора. Это не всегда то, что мы хотели бы видеть в связи с профориентацией. В идеале все хотят определиться с будущей профессией, но по факту 80% семей должны сами направлять, подсказывать, создавать удобные пространства для детей.
Сегодня у нас есть огромное количество информационных ресурсов, возможностей в цифровой среде. Есть много проектов, которые позволяют ребёнку не пройти раз в год тестирование, а увидеть те образовательные возможности, которые его окружают. Можно выбрать то, что есть у тебя во дворе, в твоём городе, по стране и миру.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ