Синтаксис

Цели и задачи

Целью исследования является разработка и реализация модели организации учебной работы по использованию текстоцентрического подхода на уроках русского языка как средства формирования универсальных учебных действий.

Введение и актуальность


Второе – комплексный анализ текста на разных этапах урока. В пятом классе знания учащихся по теме «текст» углубляются: даются определения «текст», «тема», «основная мысль текста», «ключевые слова», типы и стили текста. В шестом классе знания совершенствуются, усложняются тексты для анализа. Существуют варианты включения работы с текстом в учебный процесс: на каждом уроке отводить 10-15 минут для работы с текстом по теме урока; проводить отдельные уроки, посвященные работе с текстом.
Третье – создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося. Такая работа приобретает исследовательский характер, что определяется выбором заданий к тексту, их формулировками. Общение становится обязательным условием учебной деятельности.
Четвёртое – вовлечение каждого ученика как активного участника работы с текстом. Вслед за Т.М. Пахновой, мы считаем, что «работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик» [Пахнова, 2000, с.3].
Таким образом, текстоцентрический подход является основополагающим в современной школе, так как позволяет в совокупности реализовать коммуникативную, образовательную, развивающую, воспитательную цели обучения, а также сформировать все виды универсальных учебных действий. В связи с этим в следующем параграфе мы приведем различные определения понятия «текст» как основного объекта и средства обучения в школе.

Заключение и вывод


Таким образом, в ходе исследования нами были описаны методы и приемы использования текстоцентрического подхода в обучении русскому языку на примере урока по синтаксису в пятом классе. Результатом реализации модели являются сформированные универсальные навыки (умение работать с информацией; умение планировать, прогнозировать и контролировать; умение участвовать в дискуссии).
В ходе исследования установлено, что для эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся необходимо выполнение ряда педагогических условий: создание условий для естественной речевой среды путём использования текстов культуроведческого характера; работа с текстом на всех этапах урока русского языка; создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося; вовлечение каждого ученика как активного участника работы с текстом.
Анализ учебников проводился нами с точки зрения ориентации на работу с текстом, а также на формирование всех видов универсальных учебных действий при работе с текстом. Выявлено, что работа с текстом широко представлена во всех учебниках, однако не всегда задания к тексту способствуют формированию универсальных учебных действий.
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом. При изучении синтаксиса текстоцентрический подход является наиболее важным в связи с тем, что позволяет комплексно проанализировать текст, уделяя большое внимание развитию речи. В том числе на выполнение данной задачи направлен конспект урока, приведенный во второй главе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ