Семиотика текста

Основателем семиотики считается американский философ, физик и математик Чарльз Сандерс Пирс, который и предложил ее название. Еще в 1860-е годы Пирс сформулировал основные принципы семиотики; дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы); установил задачи и рамки новой науки. Однако идеи Ч. Пирса получили известность лишь в конце 1930-х годов, благодаря работам американского философа Ч. Морриса.
Благодаря своей книге «Основы теории знаков» (1938 г.) Чарльз Уильям Моррис считается одним из основателей семиотики. В ней он не только развил идеи Ч. Пирса, но и определил структуру самой семиотики, разделив эту науку на три раздела:
синтактику, изучающую отношения знаков друг к другу;
семантику, изучающую отношение знаков к объектам;
прагматику, исследующую отношение знаков и тех, кто ими пользуется.
Ф. де Соссюр изучал естественные языки как знаковые системы, разрабатывая теорию значения знаков в рамках научной дисциплины, названной им семиологией. Он воспринимал семиологию как науку, которая рассматривает жизнь знаков среди жизни общеста.
Основные принципы семиотики были сформулированы в явном виде Ч. Пирсом, который стремился к созданию логики науки, объясняющей процесс приобретения научных знаний, репрезентирующих реальность. Он же ввёл сам термин «семиотика» для обозначения науки о знаковых системах (впрочем, некоторые, преимущественно французские авторы, предпочитают и сейчас пользоваться соссюровским термином «семиология»). Далее подходы к изучению знаковых систем в рамках семиотики были развиты в работах Г. Фреге, Ч. Морриса, Р. Карнапа, А. Тарского, Т. Себеока, У. Эко и других исследователей [4, c.463].
Огромный вклад в развитие и трактование семиотики внёс Ю.М. Лотман. В работе «Семиотика культуры и понятие текста» он описывает текст таким образом: «Первоначальные определения текста, подчеркивавшие его единую сигнальную природу, или нерасчленимое единство его функций в некоем культурном контексте, или какие-либо иные качества, имплицитно или эксплицитно подразумевали, что текст есть высказывание на каком-либо одном языке. Первая брешь в этом, как казалось, само собой подразумевающемся представлении была пробита именно при рассмотрении понятия текста в плане семиотики культуры. Было обнаружено, что, для того чтобы данное сообщение могло быть определено как «текст», оно должно быть как минимум дважды закодировано». Работы Ю.М. Лотмана имеют широкую популярность и являются базой для исследования основных семиотических проблем. В ходе анализа семиотики текста в работе используются труды Лотмана, на основе которых были рассмотрены основные понятия и проблемы семиотики текста и семиотики в целом – «Структура диалога как принцип работы семиотического механизма», книга «Об искусстве» и «Беседы о русской культуре», где описана структура художественного текста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ