Самообразование и самовоспитание — основа профессионального роста будущего педагога

Цели и задачи

Цель исследования: изучение самообразования и самовоспитания, как основы профессионального роста будущего педагога.

Введение и актуальность


Освоение – следующий этап процесса самообразования. В процессе освоения особую роль играет мотивация. Мотивы самообразования могут быть познавательные (овладение новыми знаниями, навыками) и социальными (стремление получать знания, чтобы быть полезным организации, желание качественно выполнять свои функции, быть коммуникативным, чувство ответственности перед организацией, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить одобрение руководства и коллектива). Социальные мотивы часто оказываются более важной составляющей самосовершенствования личности. Поэтому руководству организации необходимо осознавать тот факт, что для того, чтобы сотрудник по-настоящему включился в процесс самообразования, нужно сделать поставленные в ходе профессиональной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принимаемыми человеком.
На этапе применения предполагается использование полученной информации в профессиональной деятельности сотрудника. Для этого требуется наличие уже сформированных интеллектуальных умений: способности познавать, логически мыслить, систематизировать информацию путем ее анализа, определят ее применимость в практической деятельности и т.п. Выработка подобных умений, как правило, достигается посредством решения проблемных ситуаций.
Руководство организации может содействовать развитию умений посредством создания постоянно действующей установки на поиск и разрешение проблемных ситуаций. Данный процесс требует укрепления корпоративных связей, развития доверия, взаимопонимания, общих ценностей и моделей поведения, которые объединяют людей и создают условия для сотрудничества. Важно, чтобы каждый сотрудник прошел через процесс самообразования с положительным личным опытом и в результате возникла положительная установка на дальнейшее самообучение.
Происходящие в обществе изменения (политические, технологические, социальные, экономические) предъявляют к системе образования новые требования по подготовке конкурентоспособного специалиста. Особенностью современного бизнеса является то, что знания становятся основным источником конкурентных преимуществ. При этом повышение профессионального мастерства и продвижение по карьерной лестнице невозможны без самообразования. И только через эффективное взаимодействие всех участников процесса самообразования устойчивый профессиональный рост специалиста становится неизбежным.

Заключение и вывод

Самообразование – запланированная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию навыков и умений уже имеющихся и приобретению новых.
Рассмотрение самообразования как метода (в значении методологии) организации и осуществления познавательного процесса, основанного на актуальных потребностях личности (в познании, самореализации, признании, достижении успеха и т.д.), позволяет акцентировать внимание на таких его характеристиках, как автономность и управляемость.
Педагогическое руководство самообразованием должно носить косвенный характер и осуществляться через совокупность условий, способствующих развитию у педагогов самоорганизации, самосовершенствования, самоанализа и самооценки, проектирования содержания самостоятельной образовательной деятельности. Изучение научно-теоретических источников и образовательной практики позволяет определить социально-педагогические условия совершенствования самообразования как педагогическую систему.
Самосовершенствование преподавателя выступают основным путем, необходимым условием развития личности преподавателя, формирования и совершенствования его профессионально-педагогической культуры, его мастерства как учителя и воспитателя слушателей. Главными задачами педагогического руководства данным процессом является побуждение каждого педагога к осознанию положительных и негативных сторон своего развития, к активной целенаправленной работе по самообразованию и самовоспитанию, постоянной корректировке своих знаний, действий, поступков в интересах эффективного и качественного педагогического труда.
Процесс самосовершенствования преподавателя, особенно начинающего, нельзя пускать на самотек. Им необходимо постоянно и целенаправленно руководить. Это тем более важно сейчас, когда у определенной части педагогов оказались измененными жизненные и профессиональные ориентиры, когда идет поиск новых путей, возможностей повышения качества подготовки специалистов высокой квалификации, меняется содержание учебных предметов, повышаются требования к общей и профессиональной культуре, происходят многие другие изменения.
Руководство самосовершенствованием - процесс, связанный с решением «тонких», а иногда и достаточно интимных человеческих вопросов. Оно представляет собой систему учебно-воспитательных, организационных и методических мероприятий, направленных на обеспечение целеустремленного, систематического и эффективного педагогического воздействия руководителей вузов, факультетов, кафедр, предметно-методических секций на конкретную личность в интересах ее развития, совершенствования. Такого рода система мер включает различные логически взаимосвязанные элементы.
Важным и необходимым условием деятельности педагогического руководства процессами самообразования и само воспитания преподавателей является обеспечение единства и согласованности действий всех руководителей вуза, кафедры, всех органов вуза (отдела кадров, отвечающего за подбор и расстановку педагогического состава, учебного отдела - одного из основных органов, занимающегося планированием учебно-воспитательного процесса, возглавляющего методическую работу вуза, научно-исследовательского отдела, организующего и отвечающего за свой участок работы, тыловых и других органов).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ