С.А. Есенин в контексте литературной жизни Москвы и Петрограда на рубеже 1910 — 1920-х г.г.

Одним из таких своеобразных «салонов» было кафе «Стойло Пегаса» и аналогичное заведение под названием «Кафе поэтов». Это заведение было самым тесным образом связано с именем С.А. Есенина (1895 – 1925) и имажинизмом – течением, к которому он тогда примыкал. Имажинизм – направление в литературе, возникшее после революции. Во главу угла имажинисты ставили образ и ритм, а основным художественным приёмом являлась метафора. Ярчайшими представителями имажинизма, помимо С.А. Есенина, были А.Б. Мариенгоф, Р. Ивнев (1891 – 1981), В.Г. Шершеневич (1893 – 1942) [25, c.7].
Стойло Пегаса» находилось на Тверской улице, дом № 37. Для того чтобы придать кафе эффектный вид, известный художник-имажинист Георгий Якулов нарисовал на вывеске скачущего «Пегаса» и вывел название буквами, которые как бы летели за ним. Он же с помощью своих учеников выкрасил стены кафе в ультрамариновый цвет, а на них яркими желтыми красками набросал портреты его соратников-имажинистов и цитаты из написанных ими стихов [16, c.69].
Кафе «Стойло Пегаса» открылось в 1919 году, а через год на несколько лет сделалось средоточием культурной жизни Москвы. Вывеску для него сделал художник-имажинист Г.Б. Якулов (1884 – 1928), изобразив на ней пегаса в движении и летящие за ним буквы. Стены «Пегаса» были выкрашены в небесно-голубой цвет, на которых в соответствующей манере были нарисованы портреты имажинистов, среди которых выделялось изображение Есенина. Подобное оформление не могло ни привлечь внимания, тем более что стены украшали фрагменты есенинских стихотворений. Кафе было уникально тем, что благодаря ему поэты, писатели могли напрямую общаться с читателями, минуя печатные органы, число которых резко сократилось. Культурная программа кафе включала в себя публичные чтения произведений, обсуждения и диспуты. Центром притяжения «Стойла Пегаса» был Сергей Есенин – гениальный поэт и любимец публики. Иногда в стенах подобных кафе проходили стычки между представителями разных направлений.
И.В. Грузинов вспоминает: «Литературная жизнь Москвы первых послереволюционных лет стала темой для многих её очевидцев и участников <…>. Своими полемическими статьями и выступлениями того времени и воспоминаниями, написанными через несколько десятилетий, они вводят нас в литературный быт тех лет» [4, c.168].
Неповторимое оформление и атмосфера «Стойла Пегаса», где свободно ходил, обедал, читал свои стихи и общался сам Сергей Есенин, сделали «кафейный период» советской культуры одним из самых привлекательных и ценных. Интересно, что с закрытием имажинистских кафе исчез как направление и сам имажинизм. Однако, несмотря на это, есть возможность выявить основные черты всех литературных кафе того времени – не только «Стойло Пегаса». Это – творческая свобода, присутствие в них самых значимых поэтов времени и острая полемичность.
Итак, задача создания нового искусства решалась разными путями, и эти пути как раз отражают обозначенные группировки и сообщества. Один из них пытались оправдать художественные достижения русской и мировой литературы, другие – создавали новую логику, третьи – новые художественные средства, ломающие привычное восприятие, четвёртые главным методом избрали диктат. Нет сомнения в том, что литературная ситуация 1920 – 1930-х годов, это очевидное отражение социальной и политической обстановки в стране.
«Кафейный» период в культурной жизни России начался в 1917 году и длился примерно до середины 1922 года. Этот период можно назвать действующей и влиятельной формой литературной жизни, поскольку главной её чертой являются публичные выступления литераторов в различные литературных кафе, принадлежавших определённым направлениям (имажинизм, футуризм).
На широкое распространение подобных заведений повлияло множество факторов:
культурный пробел (исчезновение аристократических литературных салонов);
крах типографского дела;
крайне тяжёлые условия жизни;
потребность в заработке;
потребность в творческом общении и взаимодействии с публикой.
Вывод по первой главе: Таким образом, литературные кафе явились своеобразным способом преодолеть разрыв между писателем (поэтом) и публикой, а также способствовали обогащению культурной среды и выживанию интеллигенции. Яркой тому иллюстрацией является творчество С.А. Есенина.
В целом, культурно-литературная ситуация была очень сложной. Завоевания революции и вызванный ею хаос привели, с одной стороны, к утере грандиозного культурного пласта, с другой, – к возникновению большого количества литературных группировок и направлений. Поначалу не справлявшиеся с управлением страны большевики допустили плюрализм мнений, но со временем идеологический контроль становился всё более жёстким, и в 1930-х годах строгая диктатура большевиков привела к установлению тоталитарной системы. В таких условиях литература была ограничена в своём развитии, и официально было разрешено только одно направление – соцреализм

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ