Русская и Салическая Правда: сравнительный историко-правовой анализ

Цели и задачи

Цель исследования состоит в изучении сравнительного историко-правового анализа «Русской Правды» и «Салической Правды».

Введение и актуальность


Если же говорить о рабстве на Руси, то в договорах с Византией (Х в.) была замечена специальная «челядинная цена». Для русского права XI в. характерно действие принципа, в связи с которым, раб не может выступать субъектом правоотношений и заключать договоры. «Русская Правда» относила холопов к собственности господина, а они сами не имели своей собственности. При уголовных преступлениях, совершенных холопами, и нанесенном ими имущественном ущербе, ответственность за возмещение лежала на их хозяевах. При убийстве холопа, производилось возмещение ущерба в 5-6 гривен (как за уничтожение вещи). При этом хозяин холопа за его убийство не мог быть привлечен к ответственности, в данном случае за это назначалось церковное покаяние.
«Русская Правда» отражала процессы, которые были аналогичны римскому праву, где раб обладал особым имуществом (пекулием), и имел право распоряжаться им в хозяйственных целях в пользу господина.
В «Русской Правде» имелись и статьи, защищавшие собственность. Устанавливался штраф в размере 12 гривен в случае нарушения земельной межи. Ряд исследователей предполагает, что завышенная ставка штрафа указывает на принадлежность собственности феодалу. Аналогичный штраф налагался в случае разорения пчельников, бояриных угодий, кражи ловчих соколов и ястребов. Высшие штрафы в размере 12 гривен устанавливались в случае побоев, выбитых зубов, поврежденной бороды.
Крестьянское население было обязано уплачивать налоги государству в виде дани и оброков, а также участии в вооруженной защите при военных действиях.
Наука представляет огромное количество мнений о смердах, их называют и свободными крестьянами, и феодально зависимыми, и лицами рабского состояния, и крепостными, и даже категорией, которая имеет схожесть с мелким рыцарством. Здесь важную роль в определении смердов играют статьи «Русской Правды», которые устанавливают штраф в случае убийства рабов и смердов.
«Русская Правда» в случае необходимости рассматривает и принадлежность человека к той или иной социальной группе.
Немаловажную роль в древнерусском обществе играла собственность. То отношение, которое было к личности, определяла именно черта наличия собственности.
Развитие Древней Руси происходило в аналогичном направлении с крупнейшими странами Европы. У нее был огромный культурный потенциал, высокоразвитая юридическая сфера. Политическая раздробленность, присутствующая в стране, совпала с ордынским разорением, что и оказало весьма тяжелые последствия, и способствовало деформации естественного хода политико-правового развития.

Заключение и вывод


Таким образом, «Салическая Правда» и «Русская Правда» по-разному определяют понятие преступление. В «Салической Правде», преступлением выступаем причинение вреда личности или имуществу и нарушение «королевского мира». В «Русской Правде», под преступлением понималось причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц, а не нарушение закона или государственной воли.
Анализ изученной литературы позволил определить схожесть закрепленных правоотношений:
1) регулирование правовых отношений отдельных групп населения;
2) гражданские и наследственные преступления;
3) регулирование семейных правоотношений;
4) определение и виды преступлений и наказаний;
5) определение, организация и деятельность судебного процесса.
В целом, «Салическая Правда» представляет собой наиболее полный из ранее имеющихся судебников. Она сыграла важную роль в процессе зарождения и развития права. В то же время, «Русская Правда» представляет собой первый Древнерусский судебник, положивший начало развитию русского права.
Ни «Русская Правда», ни «Салическая Правда» не интерпретируют понятие степени вреда, поэтому речь может идти о принципе казуальности: оба сборника в своем составе имеют случаи телесных и имущественных нарушений, к ним представлены конкретные штрафы. При этом ни один из них данные нарушения не обобщает.
Что касается судебного характера двух источников, то «Русская Правда» обладала более состязательным характером, в то время, как «Салической Правде» был присущ обвинительно-состязательный характер.
«Салическая Правда» более подробно рассматривает государственные преступления, но если на Руси были преступления, направленные против княжеской власти, то наказание наступало без суда и следствия.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ