Роль профессиональных коммуникаций в формировании эффективной деятельности сотрудников

Цели и задачи

Цель исследования: изучить профессиональные коммуникации в управлении организацией.

Введение и актуальность


Термин корпоративные профессиональные коммуникации отражает прежде всего связь общения с организацией, в которой оно осуществляется, неслучайно для этого используется на равных правах и термин организационное общение / коммуникация , хотя понятие организационное общение, как нам представляется, шире понятия корпоративное общение, поскольку при его помощи, например, по Интернету возможна организация различных мероприятий:митингов, собраний и т. п. Слово корпорация (от латинского corporatio, что означает объединение, сообщество) многозначно: его первое значение - «устойчивая социальная группа, выделяемая как общность обычно по профессиональному признаку и опирающаяся на определенные традиции» (выделение моё - А. Б.), второе - «акционерное общество, управляемое работающими по найму менеджерами, форма монополии» [2].
В русском языке это слово начало активно употребляться в начале XXI века. Сама корпоративная коммуникация, по мнению Т. А. Милёхиной, - новый тип деловой коммуникации, появившийся сравнительно недавно [16]. Новизна понятия и многозначность слова, на наш взгляд, требует уточнений при использовании последнего в качестве термина. Корпоративное общение связано с понятием корпоративная культура, которое включает в себя, очевидно, и корпоративный «язык». Корпоративное общение представлено официальными и неофициальными, письменными и устными текстами разных жанров, в целом отражающими речевую составляющую корпоративной культуры. Важно подчеркнуть, что корпоративное общение осуществляется в корпорации, то есть, судя по определению, устойчивой социальной группе, где сформированы традиции. Существуют, например, корпорации медиков, юристов, представителей других профессий и соответственно особые нормы их корпоративного общения.
Рабочее общение может осуществляться не только в устойчивых группах, но и в созданных для выполнения временных задач, не имеющих сформированных традиций. Кроме того, в основе выделения РО иной подход, связанный с особенностями функционирования языка, его употребления в сфере делового общения, когда в той или иной рабочей группе складывается специфическая коммуникация, нацеленная на решение повседневных или сиюминутных деловых проблем и удобная для реализации этих целей. В ней, безусловно, могут отражаться корпоративные нормы, если речь идет об общении в корпорации, частично - нормы профессионального общения, но, что особенно важно, при ослабленном (в разной степени) контроле речи и речевого поведения со стороны коммуникантов.
Понятие профессиональные коммуникации не совпадает в полной мере и с понятием профессиональное общение (ПО). Следует оговорить, что существуют различные определения ПО [16]. Е. В. Харченко рассматривает ПО как межкультурное взаимодействие, происходящее, как правило, между носителями разных корпоративных культур с целью оптимизации совместной трудовой деятельности [14]. Важным для ПО, по мнению исследователя, является то, что хотя бы один из коммуникантов является носителем определённой корпоративной (профессиональной) культуры, что отражается в его языковом сознании [18].
Профессиональное общение Е. В. Харченко связывает с качественной коммуникацией, предполагающей специальное обучение, и противопоставляет профессиональное общение псевдопрофессиональному, которое отличается тем, что в роли специалиста выступает коммуникант, не получивший образование в данной области, не обладающий системой знаний, то есть не являющийся носителем особой корпоративной (профессиональной) культуры [Там же].
По всей вероятности, профессиональным можно назвать и общение людей, принадлежащих к одной профессии, имеющих навыки профессионального общения. В этом смысле РО может быть как профессиональным, так и непрофессиональным.
Однако следует заметить, что РО не претендует на высокое качество, хотя оно всегда желательно, особенно в профессиях, связанных с особым риском, например, в профессии летчика, где сниженный контроль речи и речевого поведения в ситуации полета может привести к трагедии, или в профессии врача, от точности речи которого может зависеть жизнь больного. В других ситуациях (менее серьезных) возможны коммуникативные неудачи, обусловленные смешением или неразличением профессионального и рабочего общения.
В сфере деловой коммуникации в деловой обстановке возможно и близкое к рабочему межличностное неофициальное деловое общение (в дальнейшем МДО). Оно реализуется между работниками различных организаций, сотрудниками в основном в перерывах между интенсивной рабочей деятельностью: в перерывах на обед, во время перекуров, в периоды незанятости, а иногда и в период самой работы. Неофициальное общение может осуществляться и в других местах, где неформальная обстановка и неформальная коммуникация способствуют продвижению дела, хотя темы общения как будто напрямую с ним и не связаны: устанавливаются необходимые деловые связи, завязываются межличностные контакты, участники общения получают представление о личности партнёра и о возможности партнёрских отношений. В отличие от межличностного не делового общения, в МДО осуществляется передача не только личной информации, но и связанной с профессиональной деятельностью, конкретным делом.

Заключение и вывод


Коммуникации в организации – это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций.
На основе имеющихся методик формирования эффективных коммуникаций необходимо разрабатывать ряд мероприятий позволяющих повысить эффективность профессиональных коммуникаций.
К таким мероприятиям следует отнести:
создание полноценного отдела кадров (набор опытных специалистов); налаживание межличностных коммуникаций между всеми звеньями организации;
вовлечение подчиненных в дела предприятия; активная адаптация новичков;
поддерживание горизонтальных коммуникаций; привлечение сотрудников к сортировке поступающей информации; поддержка хороших отношений с подчиненными;
усиление способности четко излагать сообщения; проведение диагностики коллектива;
поддерживание активных неформальных коммуникаций; регулярное повышение квалификации работников;
укрепление корпоративной культуры.
Повышение квалификации сотрудников позволит расширить профессиональные знания получателя информации, изменение поведения получателя сообщения – т.е. более качественное выполнение сотрудниками рекомендаций вышестоящего руководителя.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ