Роль личности педагога в воспитательном процессе

Выясним, какие способности и качества необходимы педагогу для обеспечения эффективности его профессиональной деятельности. При этом учитываем концепцию педагогического мастерства (Н.В. Кузьмина), характеристики профессиональной компетентности (А.К. Маркова), перечень конкретных профессионально-личностных качеств, необходимых хорошему учителю, (З.С. Смелкова), элементы педагогического мастерства (Н.П. Волкова) и другие.
Среди педагогических способностей, которые называют ученые, — дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности и тому подобное [9, c. 116-117].
Поскольку задачи педагогической деятельности решается непосредственно в процессе общения, а учитель призван быть коммуникативным лидером, который управляет своей и чужой коммуникативно-речевой поведением в процессе педагогического общения, то стоит говорить, прежде всего, о коммуникативный аспект его имиджа.
По мнению исследователей, базовой составляющей педагогической компетентности должна быть система ключевых компетенций (социальная, коммуникативная, общекультурная, когнитивная) и общих компетенций (языковая, речевая, валеологическая, экологическая и др.).
Проблема профессиональной компетентности учителя является объектом дискуссий психологов, педагогов, физиологов, учителей-практиков и тому подобное. Сегодня нет единого подхода к определению этого понятия, а в научной литературе одновременно употребляются понятия «профессиональная компетенция» и «компетентность» [6, c. 73].
Ученые единодушны в том, что современному учителю для реализации успешной педагогической деятельности необходимо овладеть определенными группами компетенций. Однако называют разные группы качеств:
— компетентность в профессиональной сфере (направленную на преподавательскую деятельность и направленную на самосовершенствование),
— компетентность в коммуникативно-социально-морально-нравственно-правовой сфере и компетентность в информационно-технологической сфере (А.П. Сытник),
— коммуникативную, информационную и регулятивную (В. Введенский),
— когнитивную (профессионально-педагогическую эрудицию),
— психологическую (эмоциональную культуру и психологическую зоркость),
— коммуникативную (культуру общения и педагогический такт),
— риторическую (культуру речи),
— профессионально-техническую, профессионально-информационную (мониторинговую культуру) (В. Нестеров, А. С. Белкин) и др.
В условиях модернизации образования продолжается поиск парадигмы обучения, которая отвечала бы новым условиям и мировым стандартам. Поэтому очевидна необходимость создания научно-гуманистической системы обучения, обязательным компонентом которой должна быть речевая культура, владение основами успешной коммуникации. Формирование коммуникативно-риторической компетенции специалистов для сферы повышенной речевой ответственности, то есть будущей элиты общества, необходимо выстраивать концептуально и системно. Итак, среди многих названных подходов и представлений о современном идеальном учителе заметно выделяется еще одна грань – учитель как личность риторическая. Высшей формой выражения речевой (коммуникативной) и риторической личностей будет их реализация в соответствии с требованиями, предъявляемыми идеальной речевом поведении. Соответственно, высшей формой выражения речевой (коммуникативной) личности является речевой (коммуникативный) идеал, а риторической – риторический идеал. Под речевым или коммуникативным, идеалом будем понимать идеальный образец речевого поведения личности ситуации для институционального типа дискурса (педагогический, медицинский, политический и др.) [7]. Речевой идеал является определенным представлениям речевой личности о том, почему она должна отвечать в общественных оценках и представлениях. Большое значение для процесса подготовки современного учителя имеют, на наш взгляд, античные риторические традиции, идеал речевого поведения, лучшие риторические образцы публичных выступлений педагогов, ученых, духовенства, приобретение современных риторических школ и тому подобное.
Модель культурно-риторической личности учителя мы рассматриваем не как некий шаблон, под который нужно подгонять всех, кто овладевает этой специальности, а как образец, эталон, к которому нужно стремиться.
Необходимо заметить, что модель специалиста должна содержать, прежде всего, обязательные компоненты, то есть такие качества личности, без которых не может состояться специалист. В составе такой модели неотъемлемым компонентом должна быть профессиограмма оратора, то есть характеристика «профессиональных качеств, природных данных оратора, набор необходимых и достаточных качеств личности, навыков, знаний и умений» [10, с. 348]. Риторические знания и умения, владение речевой стратегией и тактикой, умение управлять коммуникативным процессом и осуществлять желаемое воздействие на учащуюся аудиторию способствовать оптимизации и эффективности учебного процесса, усилению познавательного интереса к любой проблеме, значительно облегчат процесс адаптации молодого учителя в коллективе и т. д.
К вниманию берем тот факт, что в связи с публичностью педагогической профессии учитель школы и преподаватель высшего учебного заведения являются носителями и хранителями элитарной речевой культуры, которая должна быть образцом для учеников и речевым идеалом в их самостоятельной разговорной деятельности. Как показывает анализ многовекового опыта, на процесс формирования идеала современного учителя влияют культурно-исторические традиции, педагогический опыт, процессы реформирования и модернизации образования, запросы общества. Таким образом, современный учитель должен быть гражданином-патриотом, языковой личностью элитарного типа, профессионалом, хорошим оратором, интеллигентным современным человеком. Аналитики убеждены, что рост экономического и социального благоустройства начинается с реформ в образовании и составлении речевых коммуникаций. В связи с этим особую актуальность в сфере высшего педагогического образования приобретает вопрос риторической компетентности будущего учителя. Более глубокого исследования в русле этой проблемы требует риторическая культура учителя, формирования жанрово-стилистических умений и исследования особенностей речи носителя элитарной речевой культуры.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ