Роль государства в управлении нефтегазовым комплексом

Цели и задачи

Цель данной работы состоит в изучении роли государства в управлении нефтегазовым комплексом.

Введение и актуальность


Необходимо отметить, что экономические методы имеют различную степень влияния на регион и на принятие решений организациями и предприятиями внутри региона. Часть рычагов, таких как налоги и пошлины, имеют более ярко выраженное воздействие. Прочие меры, к примеру предоставление экономической информации, влияют в меньшей степени.
Ярким примером использования одного из рычагов экономических методов государственного регулирования нефтегазового комплекса региона являются налоги. Региональные предприятия нефтегазовой отрасли облагаются как и общепринятыми для предприятий других сфер деятельности налогами (налог на прибыль, налог на имущества и прочие), так и узконаправленными фискальными платежами, к которым можно отнести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), систему платежей за пользование недрами: сбор за участие в аукционе на право разработки месторождения, сбор за выдачу лицензии, платежи за пользование недрами, за предоставление геологической информации о недрах, платежи в рамках требований лицензионных соглашений. Данную специфику необходимо учитывать предприятию, осуществляющему деятельность в данной отрасли.
Важность государственного субсидирования добычи углеводородов в России подчеркивается и самими представителями нефтегазовой отрасли, которые зачастую утверждают, что без него уровень добычи энергетического сырья в стране был бы намного ниже. Из этого утверждения логически вытекают требования компаний отрасли о предоставлении им дополнительных налоговых льгот и других форм государственной поддержки.

Заключение и вывод

Таким образом, можно подвести следующие итоги по работе.
От выбора оптимального сочетания экономических и административных методов государственного регулирования экономики нефтегазового комплекса напрямую зависит эффективность и устойчивое развития экономики России, и ее регионов.
Ситуация по зависимости экономики России от энергоресурсов была особенно значительна на протяжении предыдущих десятков лет, и по оценкам аналитиков данная зависимость будет сохраняться в ближайшие десятилетия, в связи с чем развитие нефтегазового комплекса и правильный выбор инструментов государственного регулирования нефтегазовой отрасли имеет исключительно важное значение для обеспечения устойчивого развития страны. Очевидно, что меры поддержки и регулирования нефтегазовой отрасли со стороны государства необходимы для дальнейшего эффективного развития российской экономики, так как планы по поддержанию эффективности данной отрасли подразумевают достаточные капиталовложения на долгосрочную перспективу и вряд ли смогут реализоваться в полном объеме без государственной поддержки.
Основными способами решения проблемы поддержки нефтегазовой отрасли со стороны государства стали:
- подбор максимального эффективных рычагов экономических и административных методов регулирования нефтегазовых комплексов;
- изменение налогового законодательства, регулирование налоговых ставок, экспортных пошлин;
- меры по развитию инфраструктуры, в том числе: трубопроводного и железнодорожного транспорта для сырья и готовой продукции;
- совершенствование нормативного технического регулирования строительства и эксплуатации нефтегазовых производств;
- стимулирование потребления готовой нефтегазовой продукции на внутреннем рынке РФ, налаживание экспортных поставок продуктов нефтегазовой переработки.
В посткризисный период для выхода из экономической рецессии органами государственной власти был принят ряд программ по поддержанию нефтегазовой отрасли, внедрялись инструменты по повышению доходов, поступающих в бюджет страны из данной отрасли. Целью этих мер было увеличение поступлений в консолидированный бюджет страны, стабилизация ее экономического состояния и дальнейший рост показателей, которые смогли бы не просто превысить докризисный уровень, но и значительно превзойти его. Однако данная цель не была достигнута. Это произошло в следствии смещения внимания органов государственной власти на инструменты, обеспечивающие поддержку не всего нефтегазового комплекса в целом, а отдельных его отраслей. Также это произошло в следствии сочетания мер регулирования, направленных на одни и те же цели, однако достигающих их прямо противоположными путями, понижающими взаимную эффективность. Помимо этого можно сказать, что произошло распыление финансовых ресурсов и усилий органов власти также на те инструменты, которые не были направлены на решение первоочередных задач, стоявших на тот момент перед нефтегазовой отраслью. Докризисные объемы развития экономики восстановить удалось, однако стимулировать дальнейший ее рост не получилось, и развитие остановилось примерно на уровне объемов 2011 года. Таким образом, действия государства, направленные на регулирование нефтегазового комплекса и развитие российской экономики не были эффективны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ