Роль библиотеки в организации летнего досуга детей младшего и среднего школьного возраста

Цели и задачи

Цель курсовой работы – рассмотреть роль библиотеки в организации летнего досуга детей младшего и среднего школьного возраста.

Введение и актуальность


Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность по получению систематических знаний в области науки, искусства, культуры и техники, которое учит получать знания с помощью наблюдения, организации экспериментов, чтения, просмотров телепередач и прослушивания радио. Самообразование малыша осуществляется под руководством взрослых и может являться опосредованным и прямым. Самообразование во многом будет зависеть от предметно-развивающей среды, которая в основном формируется взрослыми, хотя к данному процессу будут привлекать детей (организация выставок, оформление интерьера и т.п.).
К самообразованию, как варианту культурно-досуговой деятельности детей, можно отнести игры, чтение книг, изучение иллюстраций, экскурсии, коллекционирование.
Творчество помогает появлению желания развивать художественные способности в пении, рисовании и музыке. Творчество обучает самовыражению, отыскивать новые решение в ходе рисования, лепки, конструировании, моделировании и сочинении новых мелодий, песен и танцев.[5]
Творческая деятельность малыша в виде варианта досуговой деятельности не всегда ведёт к нужному результату, однако участие в ней не проходит без следа. У всех детей имеются свои способности. Они отличаются любознательностью и полны особого желания делать что-то интересное, но не всегда имеют нужные навыки и умения, в связи с этим нужно создать требуемую для их развития творческую проектировочную среду.
С целью обеспечения условий, нужных для самореализации в ходе досуговой деятельности, следует заботится о том, чтобы впечатления, которые будут получать дети, носили разнообразный характер. Чем больше впечатлений, тем шире окажутся интересы детей, тем они любознательнее, увлеченные. Если дети смогут сохранить увлечённость, то смогут не только оптимистическим образом воспринимать действительность, но и станут стремиться к культурному времяпрепровождению.
Особая роль в развитии и воспитании ребёнка отводится игре - ключевому варианту деятельности. Она считается успешным средством формирования личности ученика, его морально-волевых свойств.
Игра - самый естественный и продуктивный метод обучения детей: усвоение разных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игра помогает дальнейшему развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра считается особо важным условием в области социального развития детей: в ней они могут познакомиться с разными вариантами деятельности взрослых, обучаются пониманию чувства и состояния иных людей, сопереживать им, получая навыки общения со своими сверстниками и старшими детьми.
Игра помогает физическому развитию малышей, стимулируя их двигательную активность. Она отличается прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия малыш может неосознанным и непроизвольным высвободить накопившиеся отрицательные переживания.
Детские игры подразделяются на две группы:[7]
- творческие игры:
-·режиссерские игры (необходимы для проявления творчества и фантазии малыша, придумывания содержания игры, определения её участников - игрушки, предметы);
-·сюжетно-ролевые игры (мнимая либо воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что малыш может взять на себя роль взрослого и выполнить в сформированной им самим игровой обстановке; структурные элементы подобной игры - сюжет, содержание, роль);
-·театрализованные игры (разыгрывание сюжета в лицах различных литературных произведений - демонстрация спектакля с применением настольного театра с объёмными либо плоскими фигурками, теневого и кукольного театра);
-·игры со строительным материалом (созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью разных материалов - природный, специально сформированный, подсобный материал);
2. игры с правилами:
-·дидактические игры:
- по содержанию (математические, природоведческие, речевые игры);
- по дидактическому материалу (игры с различными предметами и игрушками, настольно - печатные, словесные);
-·подвижные игры:
- по уровню подвижности (игры малой, средней, большой подвижности);
- по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками);
- по используемым в игре предметам (игры с мячом, с лентами, с обручами).
Текущая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре существенно отличается от творчества в сюжетно - ролевой игре. В театрализованной игре образ героя, его главные черты, действия, переживания определяются содержанием произведений. Творчество малыша будет проявляться в правдивом изображении персонажей. Чтобы это реализовать, надо выяснить, каков персонаж, в связи с чем он так поступает, представить себе его текущее состояние, чувства, то есть суметь проникнуть в его внутренний мир.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) сюжетно - ролевой (игра в театр) предоставляет особую возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на базе интересной деятельности, помогающей каждому малышу проявить собственную активность, индивидуальность, творчество.
В театрализованных играх развиваются разные варианты детского творчества: художественно - речевое, музыкально - игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Детям младшего ученического возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе делают одно дело - спектакль). На интерес к театрализованным играм у малышей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, добавление их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание продемонстрировать спектакль малышам, родителям. Усилению интереса помогает участие в оформлении спектакля, в творческой работе по производству театральных игрушек, сочинению инсценировок. Хорошей подпиткой возникшего интереса могут быть новые знания о театре (в театре есть сцена, фойе, зрительный зал, декорации, оркестр), о различных жанрах театрального искусства, об истории театра. Наконец, на протяжении всего дошкольного детства интерес поддерживает понимание успешности деятельности, в связи с этим важно подобрать каждому ребенку тот участок работы, на котором он сможет почувствовать свой рост, получить особое удовлетворение.
На базе вышесказанного можно прийти к выводу, что вариантами организации досуговой деятельности младших учеников, как в семье, так и образовательном заведении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество ребят и взрослых, а также самообразование ребенка, которое осуществляется под присмотром взрослых. Театрализованная игра помогает личностному росту и развитию малыша, но только при условии участия в ней взрослых людей. Наблюдая за поведением ребенка в игре, родители смогут научиться понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право малыша на выражение собственных чувств и эмоций.

Заключение и вывод

Досуговое время младших школьников оказывает значительное влияние на их познавательную деятельность. В ходе досуга ребята станут читать книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых различных областях знаний: повышается художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; производится знакомство с историей спорта и т.п.; наконец, дети станут учиться полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности.
Разные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия ребят младшего ученического возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы среди их друзей и знакомых, в классе и дома, ребята смогли обсудить услышанное, увиденное, совершённое.
К сожалению, компьютерным играм посвящают всё своё свободное время 22,2% учеников. Компьютер в виде одного из вероятных проявлений индустрии развлечений не особо давно смог войти в жизнь детей. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают во всех возрастах.
Досуг может выступать важным фактором дальнейшего физического развития детей. Любимые занятия во время досуга должны поддерживать эмоциональное здоровье, позволяют выйти из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга выражена в том, что он помогает ребёнку реализовывать то лучшее, что в нём есть.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ