Репортаж в СМИ: зависимость воплощения от тематики

Цели и задачи

Цель нашей работы – охарактеризовать жанр репортажа и показать особенности его функционирования на страницах прессы Краснодарского края на примере «Российской газеты» и «МК на Кубани».

Введение и актуальность


В зависимости от способа отображения события новостные репортажи могут быть прямыми (например, классический репортаж со спортивных соревнований, торжественных заседаний, концертов) – репортажи с прямым включением с места событий. Они транслируются одновременно с событием, которое происходит. Другая группа – репортажи в записи – модифицированный репортаж, зафиксированный на определенном носителе информации, для него характерно перемещение во времени и сокращение длительности воспроизводимого события.
По соотношению со временем, когда происходило событие, репортажи разделают на: происходящие до события и после него.
По прогнозированности выделяют запланированные репортажи, ситуационные (репортаж о незапланированном событии) и репортажи об экстренной ситуации (проблемы отображения события – быстрое прибытие на место событий, передача в редакцию к выпуску).
В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект и события, которые происходят, в соответствии с заданной темой и идеей репортажа. Этот вид репортажа еще называют «обзором», в других случаях «проблемным» или «аналитическим» (может содержать мини-комментарий). Такой репортаж чаще всего связан с трансляцией интересующего зрителей регулярного действия. Это может быть репортаж с городских улиц о состоянии дорожного движения или торговли, репортаж из мастерской художника, из цеха автомобильного завода или трека, где эти же автомобили испытываются и т.п. В этом случае событием можно считать сам приезд съемочной группы на объект, сам факт представления будничной жизни зрителю.
Тематический репортаж тоже требует основательной подготовки сценария, определения ключевых моментов действия и последовательности во время показа. Репортер становится участником действия. Он одновременно играет роль любознательного экскурсанта (на объекте) и отчасти экскурсовода (для зрителей), но вместе с тем, он не заменяет тех, кто работает тут постоянно и может дать более основательные и интересные показания. Роль репортера – придать собранной информации популярную, захватывающую форму. Репортаж ни в коем случае не должен быть стандартизованным. Профессионального репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение заметить интересные для всех подробности.
Разновидностью тематического репортажа является, так называемый, непоследовательный (познавательный) репортаж, который не связан с актуальным одномоментным событием и помогает реципиентам изучить жизнь в разных её проявлениях. Классическим примером познавательного репортажа в западной журналистике может выступить репортаж про жизнь животных, экзотические страны и т.д.
В условно названном постановочном репортаже журналист открыто выступает организатором события. Этот метод получил название «смоделированная ситуация». Могут быть и ситуации «спровоцированные журналистом», но провокация – призыв к действию, которое может повлечь за собой тяжелые последствия для того, кто провоцирует действие, а в репортаже подобное недопустимо. Предполагается лишь естественная реакция людей на те, или другие предлагаемые обстоятельства. Постановочный репортаж появился как самостоятельный жанр в начале 90-х годов и печатался под рубрикой «эксперимент».
Выделение отдельной разновидности постановочного репортажа связанно с акцентированием на особом методе работы с материалом, что в свою очередь, больше всего было обусловлено необходимостью ответить на актуальные информационные ожидания современной аудитории, ориентированной на получение «живой» и сенсационной информации. «А сама речь про осуществление определенного эксперимента журналистом вносит элемент интриги».
Эксперимент также может помочь выявить определенные неточности, возникшие в вопросе, скрытые взаимосвязи, что является характерной особенностью аналитической журналистики. Эксперименты могут быть разными по степени сложности: простые сводятся к запоминанию и описанию наблюдений над организованными событиями. Для сложных экспериментов необходимо разработать детальную схему проведения, просчитать последствия спланированных шагов, важность их для написания материала.
Существует еще одна система градации разных типов репортажа, предложенная французскими учеными:
«горячий» репортаж (о неожиданном событии, о прогнозированном событии, которое нужно немедленно осветить и которое имеет неожиданный финал);
«теплый» репортаж (о неожиданном событии, которое начинают освещать в процессе его развития – на второй день катастрофы: организация помощи или поиска причин катастрофы; о событии, которое продолжается и которое может повториться);
«холодный» репортаж (о событиях, известных наперед: слушанье в суде, выход книги, визит президента, выборы). Среди «холодных» репортажей выделяют такие, которые возвращаются на страницы прессы определенного числа ежегодно, их называют вечнозелеными. Например, день независимости, 1 сентября, первые заморозки, Новый год, Рождество, ежегодные премии и т.п. Для «теплого» и «холодного» репортажей журналист обычно имеет больше времени на подготовку.
Репортаж как синтетический жанр принадлежит к информационной журналистике, потому что его главная цель – сообщение о событии. Служба новостей накладывает на работу журналиста-репортера строгие ограничения. Во-первых, событие – не повод для высказывания своего личного мнения. Никаких оценок. Факты и ничего больше. Необходимо подавать объективную и беспристрастную информацию. В этом основное задание. «Факты должны быть представлены таким образом, чтобы информировать, а не переубеждать, предостерегает этичный кодекс американской телекомпании «Си-Би-Эс». – Когда речь идет о спорных вопросах, зрители не должны догадываться, чью сторону поддерживает автор».
Несмотря на это репортаж все же является наиболее подходящим жанром информационной группы для выражения авторского «я». Так, Д.В. Соколов-Митрич высказался по этому поводу следующим образом: «Все думают, что искусство репортера – правильно отображать действительность. На самом деле искусство репортера – правильно искажать действительность», сравнивая при этом действительность со стихотворением на иностранном языке.
М.Н. Ким советует репортерам придерживаться таких методов и приемов, как: «создание "эффекта присутствия", авторское самовыявление, языковое воплощение материала».
М.И. Шостак выделяет такие факторы, мешающие объективности репортера:
«произвольность отбора фактов;
требование предельной краткости и проистекающая отсюда возможность убирать нечто существенное;
компактная «упаковка» материала (для удобства его мгновенного восприятия), также стимулирующая авторский произвол».
Из этого следует, что не существует единого мнения по поводу авторского «я» репортера, но при этом все исследователи отмечают, что журналист все же должен придерживаться определенных рамок, хотя место для развития творческого потенциала в журналистике определенно имеет место быть.

Заключение и вывод


Сегодня жанр репортажа является достаточно популярным в СМИ, что, несомненно, связано с ежедневно развивающимися информационными технологиями и постоянно ускоряющимся ритмом жизни. Именно с помощью репортажа журналист может оперативно и объективно донести до читательской аудитории информацию общественного значения.
В нашей работе мы изначально описали историю развития репортажа как отдельного жанра журналистики, а в дальнейшем дали характеристику его ключевым разновидностям.
Также мы проанализировали издания «Российская газета» и «МК на Кубани» и выявили в них взаимосвязь между тематикой публикуемых репортажей и особенностями ее воплощения. Так, в частности, поскольку обе газеты презентуют себя как общественно-политические издания, то и репортажи в них выдержаны в достаточно сдержанном и лаконичном стиле. По большей части в них лишь излагаются «голые» факты, а размышления репортера и его личная оценка происходящего отсутствует.
Репортажи в данных изданиях могут касаться разных сфер: политики, экономики, культуры, спорта, науки, жизни общества и т.п.
Но, на наш взгляд, авторитетность как «Российской газеты», так и «МК на Кубани» снижают публикации несерьезной направленности (сплетни, касающиеся известных личностей) и материалы псевдонаучного характера (предсказания, гороскопы).
Доверие к данным газетам подрывает и тот факт, что они неоднократно были уличены в публикации заказных статей за деньги. Поэтому читателю всегда нужно помнить, что даже самым авторитетным изданиям не всегда стоит слепо верить.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ