Религиозно-политический экстремизм в мире

Для того, чтобы более конкретно проанализировать сущность экстремизма и основные его проявления обратимся к Федеральному закону РФ №114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности». При детальном изучении его положений становится понятным, что под экстремизмом «т.е. экстремисткой деятельностью» законодатель понимает действия по воспрепятствованию, пропаганде, нарушению, соединению с насилием или угрозой его применения; при этом такие действия охватывают этапы организации, подготовки, подстрекательства, финансирования и содействия реализации, а также носят публичный характер и имеют сознательную мотивацию. Однако, ни в Федеральном законе №114-ФЗ, ни в любом другом нормативно-правовом акте Российской Федерации, да и в целом в актах международного права нет конкретного определения термину «религиозный экстремизм», и тем более «религиозно-политический экстремизм». Попробуем более конкретно разобраться с сущностью данного явления посредством анализа научной литературы.
Согласно позиции А.П. Забияко религиозный экстремизм – это «тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении».
Основной целью религиозного экстремизма – признать религию экстремистского движения ведущей в обществе и подавление других религиозных конфессий путем принуждения к системе религиозной веры экстремистов. Религиозные фанатики и приверженцы религиозного фундаментализма в качестве своей основной задачи видят создание отдельного государства, правовые нормы которого подлежат замене нормами общей религии.
Религиозно-политический экстремизм является особым подвидом, объединяющим элементы двух этих отдельных разновидностей экстремизма. Согласно научному подходу А.А. Нурулаева существует два отдельных вида экстремизма: религиозный и религиозно-политический. По мнению ученного, религиозный экстремизм находит свое выражение исключительно в сфере религии и никоим образом не оказывает влияния на политические аспекты. А вот второй вид – религиозно-политический экстремизм – охватывает конфликты, возникающие в политической сфере и приводящие к переменам в религиозной сфере и серьезным политическим последствиям.
Наиболее конкретно характерные признаки религиозно-политического экстремизма выделили А.А. Нуруллаев и Ал.А. Нуруллаев:
Это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета территориальной целостности государства;
Представляет собой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивирует или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами;
Преобладает доминирование силовых методов борьбы для достижения целей.
К характерным признакам также рационально добавить, что крайней формой проявления религиозно-политического экстремизма является терроризм, применение которого ориентировано на достижение политических целей любой ценой.
Среди характерных особенностей религиозно-политического экстремизма также следует выделить категорическое отвержение каких-либо консенсуальных или компромиссных (переговоры, медиация) путей решения проблем. Винокур А.В. подчеркивает, что участники религиозно-политических экстремистских формирований «отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политические взгляды, включая единоверцев».
Основу методологии религиозно-политического экстремизма составляют манипуляции религиозными текстами (обычаями, канонами), использование имен религиозных авторитетов, сочетаемое с добавлением извращенной информации, в результате чего формируется четкий посыл, оказывающий давление на эмоциональное состояние верующих, подавление способности личности здраво мыслить. Основными аргументами экстремистов выступают шантаж, угрозы и провокации.
О том, что именно религиозно-политический экстремизм представляет существенную угрозу национальной безопасности российского и мирового общества свидетельствует цитата из Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 г. №2794-О «…в современных условиях осуществление террористической и экстремистской деятельности, прежде всего вербовка новых членов террористических и экстремистских организаций, нередко камуфлируется под миссионерскую деятельность».
Основными факторами распространения религиозно-политического экстремизма по мнению Т.И. Далдаевой являются: широкое распространение ислама и идеи «джихада», несовершенство законодательства, отсутствие концепции развития государственно-конфессиональных отношений, низкая религиозная грамотность молодежного населения, а также культурного развития и образования в целом, распространение разнообразной информации в сети интернет, миграция населения и нерешенность проблем переселенцев/беженцев, неустойчивость политических институтов и гражданского общества, низкие показатели качества работы спецслужб и этнонациональные конфликты.
Душина Т.В. и Семкина Е.Н. подчеркивают, что в современных условиях экстремизм является радикальной нелегитимной политической квази моделью политического процесса, сложившийся комплекс политических технологий, а также разновидностью политического института. Такая позиция ученных основана на том факте, что практика современного экстремизма и терроризма приняла фундаменталистско-исламистскую форму. Более того, экстремизм трансформировался в последние 2 десятилетия в консолидированную, технологически, политически и финансово организованную военно-техническую, информационно-психологическую угрозу глобального масштаба.
Подытожим религиозно-политический экстремизм – это «религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти».
Таким образом, религиозно-политический экстремизм является активной формой экстремисткой деятельности, проявляющейся в антисоциальных и антиполитических деяниях, направленных на подрыв политической системы государства в контексте религиозных верований и основанных на религиозных ценностях реформ. В основном религиозно-политический экстремизм характеризуется крайней жестокостью, бескомпромиссностью идеологии экстремистов, сопровождается актами применения угроз и насилия во имя оправдываемых религией ценностей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ