Развитие юридической науки в период средних веков. | Пример курсовой работы

Развитие юридической науки в период средних веков.

Целью исследования является изучение особенностей развития юридической науки в Средние века.

Правовые обычаи интегрировалась в общественные отношения данного периода достаточно гармонично, регулировали все основные виды общественных отношений, например, обычаи регулировали отношения между личными и поземельными отношениями сеньоров и вассалов, отношения между феодалами между собой и с крестьянами. В дальнейшем обычаи закреплялись в письменном виде в различных хартиях и жалованных грамотах, т.е. приобретали правовую природу. В XI в. появилась различные сборники, в которых излагались основные принципы и обычаи феодального права. В более поздний период данные положения не просто систематизировались в письменном виде, а также предпринималась попытка их теоретического осмысления. Например, «Саксонское зерцало» в Германии, «Кутюмы Бовези» во Франции.
Значительную роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право, положения которого были зафиксированы в различных статутах и хартиях, пожалованных городу. В городском праве были закреплены различные феодальные институты и феодальные правоотношения, и в дальнейшем оно стало основой для развития буржуазного права.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры занимало каноническое право, которое возникло как право христианской церкви. Распад церкви привел к тому, что сложились две ветви данного права. Так, в Западной и Центральной Европе каноническое право получило большое развитие и фактически превратилось в сформированную правовую систему, которая регулировала многие сферы общественной жизни. Восточная же ветвь канонического права, которая была оформлена в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии и ряде других государств Юго-восточной и Восточной Европы, однако его роль была значительно меньше, нежели в Западной и Центральной Европе.
Большое значение канонического права в западной Европе было связано с рядом причин. Например, каноническое право активно поддерживалось римско-католической церковью. Также каноническое право действовало по принципу экстерриториальности, т.е. имело действие во всего государствах принявших католицизм. Т.е. в целом, каноническое право объединяло людей. Универсальность канонического права связана с тем, что оно регулировало, как духовную, так и светскую жизнь, и его нормы были обязательными для всех граждан.
Источники канонического права восходят к раннехристианской литературе, например Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и т.д. В XI-XII вв. в период «папской революции» складывается т.н. «новое право». Именно в это время заканчивается процесс формирования канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание и утверждается термин «каноническое право». Основным источником нового канонического права становятся папские конституции.
Процесс систематизации канонического права в средние XVI в. имел своим конечным результатом составление в 1500 г. обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. Данный документ получил название Свода канонического права.
В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.
В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545-1563 г.г.), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.
В данный период второе рождение получило римское право. В XI-XII вв. причиной для этого стали ряд факторов, среди которых можно выделить оживление экономической жизни, особенно торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения не могли быть урегулированы феодальным правом, поскольку оно было рассчитано на замкнутый круг отношений и субъектов. Римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.
Однако рецепция римского права была вызвана не только экономическим фактором, но и социальными и духовными потребностями общества, которое остро нуждалось в правовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления. Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.
Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.
Подводя итог данному параграфу можно сделать следующие выводы:
В период средневековья значительную роль в жизни общества играла религия, которая регулировала практически все сферы общественной жизни. Также в данную эпоху активно заимствовались положения римского права, которые регулировали торговые отношение. Право было тесно связано с религией, что не предполагало активного развития научной мысли.
Однако на позднем этапе роль религии существенно снижалась, получило популярность юридическое образование, что привело к развитию науки. Например, именно на данный этап пришелся пик развития и популярности Болонского университета.
Подводя итог данному параграфу можно сделать следующие выводы:
Средние века представляют собой достаточно обширный исторический период, насыщенный на события, например, произошло множество войн, европейские государства пытались повысить свое влияние на Ближнем Востоке, зародился и претерпел крах феодализм и т.д.
В период средневековья значительную роль в жизни общества играла религия, которая регулировала практически все сферы общественной жизни. Также в данную эпоху активно заимствовались положения римского права, которые регулировали торговые отношение. Право было тесно связано с религией, что не предполагало активного развития научной мысли.
Однако на позднем этапе роль религии существенно снижалась, получило популярность юридическое образование, что привело к развитию науки. Например, именно на данный этап пришелся пик развития и популярности Болонского университета.
В период средневековья развивались школы глоссаторов и постглоссаторов, которые в целом можно охарактеризовать, как комментаторов римского права. Однако, школа глоссаторов занималась так называемым, буквальным толкованием, а посглоссаторы адаптировали нормы римского права под современную действительность.
В период классического средневековья работы юристов приравнивались к источникам права, т.е. используя современную терминологию можно сказать, что доктрина являлась источником права.
Новое время можно условно назвать «золотым веком» мировой юриспруденции, именно тогда появилось множество теорий и концепций, которые используются и сегодня.
Влияние средневековой юриспруденции на дальнейшее развитие юриспруденции заключается в том, что тенденции развития средневековой юриспруденции продемонстрировали, что необходимо изменить подход к формированию законодательства, а не оперировать нормами римского права, и использовать различные подходы к его толкованию.
Также, несмотря на то, что, как отмечалось выше в Средние века юристы активно противостали церкви, все равно влияние церковных норм на право, было велико. В Новое же время тенденции развития права и юридическое науки были связаны с практически полным снижением влияния религии на право. Т.е. можно сказать, что если бы в Средние века юриспруденция была поглощена религией и церковью, о чем мечтало религиозные деятели, мы могли бы и не увидеть активного развития юридической науки в Новое время. Т.е., можно сказать, что средневековая юридическая наука сконцентрировала бесценный опыт и подготовила почву для дальнейшего развития юриспруденции.
Целью исследования является изучение особенностей развития юридической науки в Средние века.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.