Развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Цели и задачи

Цель исследования: изучить процесс развития словарного запаса детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром.

Введение и актуальность


Нами была выявлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста, было отмечено, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности ребёнка. На данном возрастном этапе совершенствуется общение детей со взрослыми и сверстниками. Важное значение в этом процессе приобретает речевое развитие детей, одним из направлений которого является развитие словаря.
Выявление сущности и задач словарной работы позволило дать понятие словарной работы, определить направления словарной работы в условиях ДОО – это обогащение словаря, уточнение и закрепление словаря, активизация словаря. В качестве основных источников развития словаря могут быть: наблюдения над окружающей действительностью, речь взрослых, художественная литература.
Выявление особенностей формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста позволило сделать вывод о важности закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Были проанализированы проблемы дошкольного учреждения по направлению «речевое развитие», которые позволили сформулировать ряд трудностей детей дошкольного возраста – нарушение звукопроизношения, нарушения в лексико-грамматическом строе речи, нарушение связности высказываний. В соответствии с данными трудностями важными задачами речевого развития являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову.
Нами была отмечена важность ознакомления с окружающим миром в системе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.
Слайд 6.
По рассматриваемой проблеме нами было проведено экспериментальное исследование на базе МАДОУ №2 «Колокольчик», г.Туринск, с 1 сентября по 1 октября 2016 г.
Для экспериментального исследования было отобрано 15 детей старшего дошкольного возраста, дети посещают старшую группу данного образовательного учреждения.
Критериями отбора детей в экспериментальную группу служили: возрастной критерий (все дети, участвующие в эксперименте, достигли 5 лет, но не достигли 6 лет), одинаковый уровень психического и физического развития, в эксперименте приняли участие мальчики и девочки.
Для проведения эксперимента нами был подобран комплекс заданий авторов О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной. Использование комплекса заданий на практике позволило выявить уровень развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 7
По результатам исследования 4 человека показали высокий уровень развития словарного запаса. Эти дети справились практически со всеми заданиями, давали точные, правильные, самостоятельные ответы.
7 человек – со средним уровнем развития словарного запаса. Дети допускали незначительные неточности, отвечали на вопросы по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. Наибольшие трудности дети имели при подборе синонимов и антонимов к заданным словам различных частей речи, в понимании и употреблении разных значений многозначных слов, а также при образовании названий детёнышей животных, подборе однокоренных слов, согласовании имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
4 человека показали низкий уровень развития словарного запаса. Дети часто не соотносили ответ с вопросом взрослого, повторяли слова, демонстрировали непонимание задания. У детей были отмечены существенные трудности в подборе точных по смыслу слов к речевой ситуации, в подборе синонимов и антонимов к заданным словам различных частей речи, дети затрудняются в понимании и употреблении разных значений многозначных слов и дифференциации общих понятий, дети не могли подобрать названия детёнышей животных, однокоренные слова, согласовать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже, кроме того, не выполненными оказались задания на образование трудных форм повелительного и сослагательного наклонения.
По результатам диагностики мы пришли к выводу о невысоком уровне развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста: большинство детей показало средний и низкий уровни развития словарного запаса, что приводит к необходимости организации развивающей работы.
Слайд 8
Результаты диагностики показали невысокий уровень развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста. Были отмечены трудности:
- при подборе точных по смыслу слов к речевой ситуации;
- при подборе синонимов и антонимов к заданным словам различных частей речи;
- в понимании и употреблении разных значений многозначных слов;
- в дифференциации общих понятий;
- в образовании названий детёнышей животных, подборе однокоренных слов, согласовании имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже;
- при образовании трудных форм повелительного и сослагательного наклонения; родительного падежа.
С опорой на данные какие были трудности при создании сборника трудности был создан сборник игр, направленный на развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
В дальнейшем при написании ВКР планируется апробация игр, представленных в сборнике, на практике, а также проведение контрольного эксперимента с целью выявления успешности представленных в сборнике игр для развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 9
Таким образом, цели и задачи исследования решены.
Благодарим за внимание!

Заключение и вывод

Теоретическое изучение проблемы развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром и проведение экспериментальной работы по данному направлению позволяет сформулировать следующие выводы.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности ребёнка. На данном возрастном этапе совершенствуется общение детей со взрослыми и сверстниками. Важное значение в этом процессе приобретает речевое развитие детей, одним из направлений которого является развитие словаря.
Было дано понятие словарной работы, под которой понимается закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Важными направлениями словарной работы в условиях ДОО являются: обогащение словаря, уточнение и закрепление словаря, активизация словаря. В качестве основных источников развития словаря могут быть: наблюдения над окружающей действительностью, речь взрослых, художественная литература.
Выявление особенностей формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста позволило сделать вывод о важности закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Были проанализированы проблемы дошкольного учреждения по направлению «речевое развитие», которые позволили сформулировать ряд трудностей детей дошкольного возраста – нарушение звукопроизношения, нарушения в лексико-грамматическом строе речи, нарушение связности высказываний.
Нами была отмечена важность ознакомления с окружающим миром в системе работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.
Нами была проведена диагностика речевого развития. Результаты диагностики показали, что большинство детей имеют средний и низкий уровни развития словарного запаса. Были выделены трудности, которые имеются у детей дошкольного возраста: у детей были отмечены существенные трудности в подборе точных по смыслу слов к речевой ситуации, в подборе синонимов и антонимов к заданным словам различных частей речи, дети затрудняются в понимании и употреблении разных значений многозначных слов и дифференциации общих понятий, дети не могли подобрать названия детёнышей животных, однокоренные слова, согласовать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже, кроме того, не выполненными оказались задания на образование трудных форм повелительного и сослагательного наклонения.
С опорой на указанные трудности был создан сборник игр, предназначенный для воспитателей старшей и подготовительной к школе групп, данный сборник также могут использовать логопеды, учителя начальных классов. Материалы сборника содержат дидактические игры, представленные шестью направлениями, игры направлены на развитие словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цели и задачи исследования решены.
В дальнейшем планируется апробация игр, представленных в сборнике, на практике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ