правовые акты- важнейшее средство правовой политики

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть сущность и особенности нормативно – правовых актов в России.

Введение и актуальность


По поводу последнего свойства системы нормативно-правовых актов в юридической науке существуют разные мнения. Это касается того обстоятельства, что ныне международно-правовые нормы и принципы, а также международные договоры включены в национальные правовые системы и, соответственно, являются источниками права.
Это ставит под сомнение, по нашему мнению, принцип верховенства закона в системе нормативно-правовых актов.
О.В. Богатева, рассматривая типичность и повторяемость нормативного правового акта, указывает на то, что данные черты нормативного правового акта проявляются в его не персонифицированности, в нем выступают самые разные субъекты.
Именно по признаку всеобщности можно классифицировать юридические акты на:
нормативные (не персонифицированные, относящиеся ко всем потенциальным участникам) и индивидуальные (персонифицированные, адресованные конкретным лицам).
Нормативные акты не рассчитаны на конкретный случай, конкретное лицо или отношение. По этому признаку они отличаются от актов индивидуальных, направленных на регулирование отношений применительно к конкретному случаю. Будучи общими, нормативными предписаниями, нормы права относятся не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к тому или иному виду действий, отношений и лиц, которые в них участвуют.
В нормативных правовых актах, как правило, признак всеобщности выражается словами: «каждый гражданин», «юридическое лицо», «задержанный», «обвиняемый», «истец», «должник», «наследодатель».
Нормативный акт призван регулировать отношения не путем персонификации их участников, а путем создания общей (типичной) модели поведения. Таким образом обеспечивается нормативно-правовая регламентация типичных отношений.
Одним из ключевых признаков нормативных правовых актов, на наш взгляд, является их юридическая сила.
Так, Ю.А. Тихомиров и И.В. Котлевская дают следующее определение юридической силы нормативных правовых актов: «Юридическая сила правовых актов есть общеобязательное требование соответствия актов нижестоящих органов государства актам вышестоящих органов, актов одного вида актам другого вида».
Данный признак отражает системную взаимосвязь нормативных актов, их соотносимость по юридической силе, иерархическому построению.
Под официальным, государственным характером нормативно-правового акта в юридической литературе понимается прямая и непосредственная его связь с государством, посредством закрепления его воли.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.
В законе указывается, что официальный характер могут иметь не только нормативно-правовые акты, но и иные правовые акты. Главное отличие нормативно-правового акта в том, что он всегда имеет официальный характер.
Нормативные правовые акты наивысшей юридической силы подписывают глава государства, председатель парламента, министр, губернатор, глава администрации, глава поселкового совета.
Субъектами принятия нормативного правового акта являются: орган или лицо, которое вправе, принять нормативный правовой акт; процедуры принятия правотворческих актов, включает в себя законодательный процесс, которое заключается в определенном решении уполномоченного на то лица, группы лиц, которая сформирована для приведения внесенного законопроекта в согласующей комиссии; нормативные правовые акты, которые устарели, либо частично требуют пересмотра законы, подзаконные акты.
Таким образом, нормативный правовой акт - это документ, выраженный в письменной форме, обладающий внутренней структурой, четко отвечающий правилам юридической техники.
Вышестоящие нормативно-правовые акты должны включать более фундаментальные, социально-значимые нормы, чем нижестоящие.
Таким образом, иерархическое построение системы в большей степени характерно для совокупности нормативно-правовых актов, чем для иных источников права.

Заключение и вывод

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.
НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы - их установление, изменение, отмену.
НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.
Признаки нормативно-правового акта
1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества.
2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами.
3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу.
4. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
Первоначальный замысел анализа законопроекта «О нормативных правовых актах» состоял в проведении тщательного построчного анализа законопроекта и содержащихся в нем правовых норм.
Однако уже анализ первых страниц документа привел к выводу, что «замена прокладок не поможет, надо менять всю систему».
Вообще говоря, проблема несоответствия действующей системы НПА в Российской Федерации сегодняшним потребностям социально-экономического развития страны, тем более в условиях кризиса, настолько вопиющая, что ожидания от этого законопроекта существенно превзошли его фактическое содержание.
С другой стороны, если предположить, что законопроект формировался на основаниях теории сравнительного правоведения, то иного результата и не следовало ожидать.
В рамках этой теории ученых правоведов действительно не интересует, какую роль играют конкретные правовые нормы в конкретном государстве на определенном этапе развития общественных и экономических отношений с учетом национального менталитета и т.д.
Предлагаемый анализ проблемы НПА в Российской Федерации основан на представлении «правовых норм» в качестве инструментов государственного управления (менеджмента). В таком представлении каждая «правовая норма» имеет какую-то конкретную общегосударственную цель, охватывающую многогранные интересы значительной части общества.
Уже только поэтому «правовая норма» не может формулироваться отдельным министерством или службой.
Именно поэтому главный вывод настоящего исследования заключается в утверждении необходимости лишения федеральных органов исполнительной власти правотворческих полномочий и ликвидации такого института, как «нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти», противоречащего Конституции РФ, актуальным задачам социально-экономического развития, принципам организационного управления.
К итоговым результатам исследования проблем «нормативного акта» следует также отнести предлагаемые определения имеющих отношение к теме терминов:
Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, приостановление или отмену правовых норм.
Правовая норма – общеобязательное государственное предписание, направленное на изменение содержания и/или объема свобод личности и/или прав граждан, организаций, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц и рассчитанное на многократное применение.
Нормативный акт – властный акт органа управления (государственного, корпоративного), содержащий обязательные к исполнению адресатами акта содержащихся в нем указаний.
На наш взгляд, работы, направленные на подготовку и введение в действие Свода законов Российской Федерации, являются необходимыми. Они позволят прежде всего оживить работу по «расчистке завалов» в российском законодательстве, его систематизации.
Однако полагаем, что даже сама идея разработки Свода законов действующего федерального законодательства Российской Федерации в электронной форме может стать необходимым ориентиром для проведения работы по совершенствованию официального опубликования нормативных правовых актов и систематизации законодательства.
Систематизация законодательства Российской Федерации - это та деятельность, которая должна проводиться постоянно на плановой основе органами государственной власти, прежде всего законодательной ветви власти, с привлечением научной общественности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ