Развитие самостоятельности в труде в природе старших докольников

Цели и задачи

Цель исследования: разработка диагностики и системы работы детей старшего дошкольного возраста по развитию самостоятельности посредством использования труда в природе.

Введение и актуальность


Положительное влияние разных видов деятельности на становление ребенка во многом находится в зависимости от способов педагогического управления, без которого невыполним высококачественный эффект в становлении психики ребенка. При недоступности опытных педагогических воздействий дети нередко длительно задерживаются на одном и том же уровне развития собственного восприятия, внимания, мышления, что, конечно, не дает абсолютному применению воспитательных возможностей, заключенных в всевозможных видах продуктивной деятельности, и, в частности, рисовании.
Результаты исследования А.Р. Лурии демонстрируют, что не каждое задание в той или иной работе оказывает действенное воздействие на становление ребенка. Поэтому обязан быть найден такой способ организации работы ребенка, при котором он не только приобретает новые умения, но - и это главное - реализует переход на другую, более высокую, ступень психического развития [5].
Д.Б. Эльконин считал, собственно, что это относится ко всем видам продуктивной деятельности, которые содействую знанию ребенком своих личных сил и возможностей. Чем старше становятся дети, что более они замечают несоответствия собственных планов получаемым итогам, находя основание этого в уровне личных умений [5]. Я.З. Неверович заметила, что постепенно ребенок начинает отмечать из своей деятельности отдельные, частные умения, и уже к старшему дошкольному возрасту стремится овладеть умениями, выключенными из общей работы по изготовлению какого-нибудь предмета, т.е. ставит перед собой учебную задачу. Оценивание собственных вероятностей, а еще принятие ребенком примитивных учебных задач по овладению техникой действий – значительный результат становления различных видов деятельности ребенка дошкольного возраста [6].
Учитывая перечисленные выше особенности, исследователь Л.А. Порембская подчеркнула следующие степени развития самостоятельности у дошкольников:
первая степень: ребенка влечет к выполнению отдельных операций, впрочем, он равнодушен к методам их выполнения. Ребенок решает установленные педагогом задачи с удовольствием, всякий раз доволен проделанным. При трудностях просто отступает («Я никак»). Стремление к самостоятельности бывает замечена впоследствии после выполнения первых заданий («Я сам»), но стойким оно не делается.
Ребенок убеждается в способности создавать собственными руками то, собственно, что ранее проделывали взрослые. Эту степень называют «первой пробы сил». Под воздействием воспитательных задач начальная ступень быстро сменяется надлежащей [8].
Вторая степень характеризуется как неустойчивое влечение («Я сам умею»). Ребенок получает ряд умений и способностей самообслуживания и организации предметной деятельности, и круг их все расширяется. Установленные поручения он делает самостоятельно, при малозначительной поддержке взрослых. Метод выполнения делается объектом интереса со стороны дошкольника. Впрочем, он еще увлечен самим ходом работы, и точной целенаправленности в работе нет. Поручения делает с наслаждением и большущей напористостью, но легко отвлекается, так как он равнодушен к итогу работы.
Стремление к самостоятельности выражено ярко («Я сам могу»). Оно содержит более прочную базу в виде умений и навыков, но еще весьма неустойчивых. Отношение к поддержке со стороны взрослых в тех процессах, которыми ребенок уже завладел, отрицательное. Складывается привычка к самостоятельности [8].
Третья степень характеризуется как устойчивое влечение («Я сам умею»). Здесь самостоятельность приобретает уже привычный характер. Ребенок обладает рядом умений и привычек, четко дифференцирует «что» и «как» делать. Ряд действий ребенок выполняет самостоятельно при малозначительной поддержки взрослых, умения и навыки использует в различных условиях. Показывает настойчивость и напористость при преодолении затруднений в собственной работе, у него появляется уверенность в своих силах. Появляется внимание к качеству продуктивной деятельности, результатом труда. Ребенок настойчиво отказывается от поддержки взрослого («Я сам знаю»), но в то же время отыскивает словесной помощи со стороны взрослых («Я так?», «Я правильно?»). При этом начинают заглушаться именно личностые интересы, возникает новый мотив - «сделать для других».
Четвертая степень: ребенок приобретает «стиль» независимости от взрослых в процессе организации продуктивной работы и труда. Он уже владеет рядом прочных умений и навыков, в частности аккуратностью и чистоплотностью, собственно, что нужно для обустройства рабочего пространства. Способ организации работы подчиняет ее цели, и как в последствии, умеет элементарно спланировать собственные действия, оперируя известными обобщенными правилами. Проблемы преодолевает самостоятельно; настойчиво отыскивает заключение появившейся трудности. Наблюдается развитие у ребенка убежденности в себе, сочетающееся с растущей требовательностью, объективной самооценки. Появляются забота о товарищах и взаимопомощь [8].
Таким образом, складывается самостоятельность старшего дошкольника - одно из основных свойств личности, выражающееся в умении назначать перед собой конкретные цели, добиваться их достижения своими силами. Другими словами, как считают Л.А. Венгер, В.С. Мухина, самостоятельность - способность мыслить, действовать без посторонней помощи [5]. Как раз вследствие этого является, собственно, что самостоятельность складывается по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет собственные особенности. Я.З. Неверович заметила, что современная наука определяет самостоятельность как личностное качество, показатель индивидуальности. Она выполняет роль регулятора, специфичной интегрирующей самоорганизующей функции и имеет место быть в независимости, автономности личности как субъекта работы и общения, т.е. в постановке цели, ее реализации, коррекции, оценке и отношении к окружающей действительности [8].

Заключение и вывод

Рассмотрев методическую литературу, проанализировав мнения специалистов на развитие, суть и смысл самостоятельности старших дошкольников, обсудив воздействие трудовой деятельности на ее становление, мы сделали следующий вывод, что представленная проблема актуальна и в наше время.
В нашей работе под самостоятельностью понимается личностное качество, которое подключает в себя желание детей быть интенсивными, деятельными, независимыми в собственных действиях. Самостоятельность как личностное качество не имеет возможность возникнуть в отрыве от иных личных качеств (произвольности, воли, целеустремленности), но без него личность не будет настоящей.
Дети дошкольного возраста имеют сензитивный период формирования основ моральных черт личности, в частности самостоятельности как социально важного качества личности, проявляющегося во внимании к труду, желанию трудиться, отношении к другим детям (умение сговариваться и верно распределять обязанности), позитивному отношению к труду взрослых, овладении ведущими компонентами трудовой деятельности (постановка цели, умение планировать, оценка итога).
В педагогических исследовательских работах подтверждено, собственно то, что становление самостоятельности у дошкольника происходит в ходе работы. Трудовая деятельность - это осмысленная целенаправленная деятельность дошкольника, которая ориентирована на осуществление итога и регулируется волевыми проявлениями. Изучения А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, Я.З. Нечаевой и других специалистов говорят о том, что в труде складывается нравственная воспитанность личности дошкольника, развивается стабильность поведения, собранность, дисциплинированность, инициатива, умение одолевать проблемы, стремление хорошо выполнить работу. Труд привлекает ребенка различным содержанием, развивает его возможности, формирует вероятность радоваться творчеству и вместе с тем увлекает в конкретные трудовые дела, содействует приобщению к миру взрослых. В ДОУ Р.С. Буре советует применить четыре вида трудовой деятельности детей: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Данные виды труда организуются в форме индивидуальной трудовой деятельности (поручения, дежурства), коллективного труда (общий, совместный).
Нами была организована опытно-поисковая работа, направленная на выявление воздействия трудовой деятельности детей на развитие самостоятельности старших дошкольников. Мы рассмотрели систему работы трудовой деятельности в природе старших дошкольников. Приобретенные нами итоги, говорят о том, что в старшем возрасте у детей преобладает высокий уровень развития самостоятельности. На базе анализа психолого-педагогической литературы и приобретенных эмпирических данных, мы разработали систему работы формирующего этапа опытно-поисковой работы, подключающую в себя организацию и проведение трудовой деятельности в природе старших дошкольников. Полученные результаты контрольного этапа, показал, что труд будет считаться эффективным средством развития самостоятельности старших дошкольников, если педагог будет соблюдать следующие педагогические условия:
систематически привлекать детей к трудовой деятельности в природе;
использовать индивидуальные поручения, включающие в себя три-четыре трудовых действия;
постепенно усложнять содержания поручений;
привлекать детей к анализу, как процесса, так и итогу труда.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ