Франция и НАТО 1959-1966

Цели и задачи

Цель курсовой работы – изучить взаимоотношения Франции с Североатлантическим Альянсом в 1958-1966 годах.

Введение и актуальность


Французское президентство уникально, потому что Конституция Пятой республики уникальна, и это уникально, потому что Франция уникальна - бесконечно рекурсивный набор ответов, которые в конечном счете дают мало, кроме изнашиваемой мантии исключительности. Но ясно, что вещи изменились; это практически немыслимо, что президент сегодня может сделать (перефразированное) смелое заявление, так же как де Голль объявил о своей кандидатуре 4 ноября 1965 года, что это был либо «меор хаос».
Важно отметить, что конституция Пятой Республики активно действует Прямое президентское руководство и, несмотря на предупреждения в популярной прессе о президентской политике в политической жизни Франции, эта тенденция фактически была в другом направлении, по крайней мере до 2000 года.
Несмотря на то, что последовательные президенты пытались подражать стилю политики де Голля, они оказались под возрастающими политическими ограничениями, которые в основном были обусловлены отсутствием крупных, стабильных и эффективных мажоритарных депутатов в парламенте. В то время как опыт сожительства - президент и премьер-министр от оппозиционных партий или коалиций - не привел к свертыванию системы, он был достаточно травматичным для того, чтобы побудить конституционный дух усилить президентство (сокращение президентского срока от семи до пяти лет, что делает его сопутствующим С жизнью парламента). Эта реформа (хотя и не полностью исключает возможность совместного проживания) делает менее вероятным, что Франция будет подвергнута опыту президента и премьер-министра, у которых разные политические программы.

Заключение и вывод

Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами, сформулируем ряд общих выводов, сделанных по результатам нашей работы.
Итак, Франция стояла у истоков создания НАТО в 1949 году, а штаб-квартира Альянса первоначально находилась в Париже.
Однако членство в НАТО не избавило Францию от тяжелых последствий второй мировой войны и мало способствовало решению проблем внутри - и внешнеполитического характера, которые имели место быть в 50-е годы XX века. Зависимость от американской экономики, сложившаяся в первые послевоенные годы приводит к затяжному экономическому кризису, война за независимость Алжира приводит к крупным внутриполитическим проблемам, а неспособность политических сил к компромиссу приводит французское общество в состояние близкое к гражданской войне.
В целом, комплекс противоречий во французском государстве и обществе 50-х годов XX века привел к образованию т.н. «пятой республики», лидеры которой в качестве одной из основных своей целей ставили проведение курса на реорганизацию НАТО.
Первые годы «пятой республики» (1958-1962 гг.) можно рассматривать как время активизации французской внешней политики, время создания французской атомной бомбы, а также как время нарастания противоречий между Францией и США, что естественно, сказывалось и на отношениях Франции с Североатлантическим альянсом, который, подчеркнем еще раз, был во многом зависим от политической воли руководителей заокеанской республики.
Период 1963-1965 годов, характеризуется обострением противоречий Франции с Альянсом. Связаны они во первых с развитием двухсторонних отношений Франция-СССР, в рамках идей «разрядки», которые де Голль противопоставлял концепции глобального противостояния, популярной в США. Можно предположить, что «особые» отношения Франции с СССР, де Голль использовал в пику чрезмерному влиянию США в Западной Европе.
Однако в эти годы Франция все еще считала свое членство в военном блоке НАТО достаточно важным – она стремилась иметь свои войска в Германии, а также все еще «надеялась» на признание своей «особой» позиции властями США. Ситуация изменяется в 1965-66 годах.
Начиная с 1965 года, генерал де Голль проводит активную внутреннюю и внешнюю политику, которая постепенно способствует стабилизации внутриполитической жизни в стране, а также ведет к изменению места Франции в мировой политике.
Логическим продолжением действий де Голля послужил выход Франции из военных структур НАТО и перенос штаб-квартиры альянса в Брюссель. Это случилось 21 февраля 1966 года. В этот день Франция официально заявляет о своем решении и требует выведения 29 военных баз НАТО с территории Франции. Всего было эвакуировано более 33 тысяч человек.
Здесь же необходимо отметить, что решение Франции о разрыве отношений с НАТО было не окончательным. Франция сохраняла за собой формальное место члена НАТО и участвовала в политических консультациях с другими членами альянса.
Выход Франции из военной организации НАТО вызвал бурную реакцию как союзников Франции по НАТО, так и других мировых держав.
Условно всю эту реакцию можно разделить на две составляющие – реакцию США, а также стран, наиболее зависимых от позиции мировой сверхдержавы (Канада, Великобритания и др.), которая была явно негативной, а также реакцию некоторых европейских государств, которые в целом одобряли действия Франции, но не имели возможностей и ресурсов поступить аналогичным образом (в первую очередь мы говорим о ФРГ).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ