Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией (ДЦП)

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение развития речевого дыхания у детей с дизартрией с ДЦП.

Введение и актуальность


Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.
При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через голосовую щель.
Механизм голосообразования таков: при фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорывается через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи.
Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.

Заключение и вывод

Дыхание - многоуровневый процесс. Обычно, когда говорят о дыхании, его проблемах или тренировке, имеют в виду только некоторые внешнее проявление. На самом деле то, как человек дышит, зависит от процессов, происходящих на молекулярном уровне в клетках глубоко в организме, а не только от того, заложен у нас нос или же лифт не работает. В первую очередь дыхание обеспечивает энергетические процессы. А энергетические процессы в основном зависят от двигательной активности.
Логоритмика и музыкальные средства представляют собой комплексную методику, форму активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы детей в сочетании со словом и музыкой. Организация специальных логоритмических и музыкальных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с дизартирией, содействует устранению речевого нарушения, способствует адаптации к условиям внешней и внутренней среды.
Методика дыхательных гимнастик подразумевает особенно дыхание. Так в гимнастике по А. Н. Стрельниковой – резкий и короткий вдох носом делается на движениях, которые сжимают грудную клетку. А в методике К. П. Бутейко применяется универсальный комплекс упражнений, направленный на развитие глубокого, поверхностного, редкого дыхания, как на выдохе, так и на вдохе, как при физической нагрузке, так и в состоянии покоя. В то же время метод дыхания Бодифлекс является аэробным дыханием, с которым одновременно выполняются физические упражнения, направленные на оздоровление и коррекцию фигуры.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ