Развитие финансовой системы России в XVIII

Цели и задачи

Целью исследования является исследование исторических особенностей развития финансовой системы России в ХVIII веке.

Введение и актуальность


Таким образом, финансы являются совокупностью экономических отношений, которые возникают при формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных фондов. Обычно говорится о целевых государственных фондах либо фондах субъектов хозяйствования (предприятиях). Важнейшее понятие в сфере финансов - это бюджет.
Содержание финансовой деятельности страны проявляется в многочисленных и многообразных функциях в области образования, распределения и применения государственных фондов денежных средств (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности исполняются также органами государственного управления России и регионов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в пределах отнесенных к их компетенции отраслей либо сфер управления.
Финансовая деятельность государства реализуется разными методами. Как управляющая система финансовая деятельность выражается в многообразных методах. Их многообразие зависимо от разных факторов: субъект взаимоотношений, условия аккумуляции и применения денежных средств.
Финансовая система является:
1) совокупностью финансовых институтов, каждым из которых объединяются некоторые финансовые отношения, нацеленные на создание и применение соответствующих денежных фондов;
2) совокупностью госорганов и учреждений, а также учреждений, занимающихся финансовой деятельностью.
В современных литературных источниках наблюдается как первая позиция, так и вторая. К примеру, Э.Д. Соколова отметила, что одна из проблем науки финансового права – это по-прежнему проблема раскрытия сути финансовой системы и правовой основы ее функционирования.
Финансовая система в материальном отношении на данный момент традиционно представляется так (обладает следующей структурой):
в централизованные фонды входят бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты регионов РФ, бюджеты местного самоуправления, централизованные внебюджетные целевые фонды, муниципальный и государственный кредит;
в децентрализованные фонды входят децентрализованные внебюджетные целевые фонды (фонды стимулирования экономики, фонды развития производства в организациях); финансы субъектов хозяйствования и отраслей; обязательное личное и имущественное страхование; банковский кредит.
Почти все ученые в сфере финансового права, занимающиеся изучением финансовой системы (О.Н. Горбунова, М.В. Карасева, Е.Ю. Грачева, Н.А. Куфакова, Н.И. Химичева и др.), отмечают, что центральным местом в финансовой системе обладает бюджетная система. Нужно обратить внимание на то, что, как полагает М.В. Карасева, к финансовой системе не относится банковское кредитование.
Очень интересна и справедлива позиция, которую высказала Э.Д. Соколовой (вместе с В.Н. Ульяновой), по поводу того, что при учете изменений, которые произошли в экономической жизни государства, можно допустить, что финансовая система является совокупностью трех ключевых звеньев: государственные финансы, местные финансы, частные финансы.
Понятно, что такое многообразие подходов к толкованию изучаемой категории «финансовая система» указывает на то, что она динамична и не до конца изучена.
Финансовый институт является группой однородных экономических отношений, являющихся взаимосвязанными по методам и формам аккумуляции либо распределения денег.
Финансовые институты:
бюджетная система, куда входят государственные и местные бюджеты;
целевые внебюджетные фонды;
финансы организаций, объединений, учреждений, предприятий, отраслей народного хозяйства;
личное и имущественное страхование;
кредит (банковский и государственный).
Указанные звенья финансовой системы имеют место соответственно и на федеральном уровне, и на уровне регионов РФ, а также местного самоуправления.
Центральным местом в финансовой системе России обладает бюджетная система, при помощи которой происходит формирование денежных фондов соответствующих государственных, а также административно-территориальных образований.
Нужно выделить признаки финансовой системы:
все институты финансовой системы благоприятствуют формированию и применению соответствующих фондов денег;
зависимо от задач государства компоненты финансовой системы могут модифицироваться (возможно, возникновение новых институтов либо прекращение действующих);
объёмы каждого компонента могут варьироваться зависимо от финансовой и экономической политики государства;
взаимосвязи компонентов обусловлены непрерывным движением денег не просто внутри каждого из них, а также и между ними. Вместе с тем движение денег в финансовой системе является не хаотичным, а строго урегулированным;
в финансовой системе нужно поддерживаться некоторый баланс денежных фондов, поскольку дефицит или переизбыток средств в том или ином звене влечет то, что начинает «лихорадить» систему в общем.
Методы реализации финансовой деятельности в литературе юридической направленности принято подразделять на две группы: методы собирания денег и методы их распределения и применения.
Самый важный метод собирания денег в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. В отличие от налогового метода, для которого характерен принудительный (обязательный) характер изъятия денег, используется также метод добровольных взносов – приобретение государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и применении государственных денег используются два самых важных метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования проявляется в безвозмездном и безвозвратном представлении денег.
Кредитование значит выделение (предоставление) денег на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование используется в отношении государственных организаций, кредитование – в отношении государственных учреждений и других негосударственных учреждений.
Финансовая деятельность при рыночной экономике должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и увеличением эффективности всех звеньев финансовой системы государства. Финансовое планирование должно исходить из рыночного механизма обмена товарами и услугами, признания затрат на их производство общественно важно на основании закона спроса и предложения. Такой основе необходимо усиление прогнозирования мобилизации и применения финансов в конкретных направлениях на продолжительный срок, а также годовое финансовое планирование.
Таким образом, финансовая система государства - это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев, представляющих финансовые институты и инструменты, создающих необходимые условия для финансовых процессов и формирования финансовых ресурсов.

Заключение и вывод

Денежная реформа Петра I относится к числу долговременной, показавшей свою жизнеспособность на протяжении веков. Многие из национальных традиций денежного обращения просуществовали до 1990-х гг. XX в.
Наряду с проведением денежной реформы правительство занималось реорганизацией финансового управления. Многочисленные финансовые органы были заменены тремя центральными коллегиями с общероссийской компетенцией и подчинением Сенату, а через него — царю. Разветвленная сеть финансовых учреждений, подконтрольных коллегиям, была создана на местах. Проведенная реорганизация укрепляла фискальный аппарат страны, способствовала дальнейшей централизации финансовой системы и утверждению абсолютной монархии.
Однако задача централизации аппарата при проведении реформы финансового управления была только поставлена, а решена не полностью. Раздробленность финансовых учреждений наблюдалась как в центре, так и на местах. Централизация в основном заключалась в многочисленных видах отчетности нижестоящих учреждений перед вышестоящими. Бюрократический аппарат постоянно увеличивался, прохождение дел по инстанциям затягивалось, что отрицательно сказывалось на работе финансовых учреждений на протяжении всего XVIII в. Новый импульс развитию финансового аппарата дали реформы Екатерины II.
Подводя итоги, можно отметить, что денежная реформа Петра I была начальной и главной во всей преобразовательной деятельности молодого царя. Ее сложно переоценить. Благодаря терпению и усилиям царя в стране сложилась новая монетная система, построенная на гармоничном использовании десятичного арифметического принципа. Впервые в России появился серебряный рубль как денежная, а не счетная единица, роль разменной монеты перешла к медным деньгам, появились золотые червонцы. Реформатору и проводникам его идей удалось взвешенно сочетать европейские нововведения с сохранением русских национальных традиций в монетном деле. Европейские технологии не только изменили внешний вид монет, но и дали толчок развитию денежного дела в России. Монеты чеканились с помощью передовой для того времени техники и имели высокую культуру производства. Буквенные и цифровые обозначения на аверсе и реверсе монет выполняли просветительские функции, приучая население страны к новому летосчислению, гражданскому шрифту и алфавиту, арабским цифрам. Хорошо продуманная и грамотно проведенная денежная реформа в сочетании с жесткой централизацией помогли царю провести модернизацию экономики и завоевать выход к Балтийскому морю, не прибегая к иностранным займам.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ