Развитие эмпатии у младших школьников

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является теоретический анализ особенностей развития эмпатии у детей младшего школьного возраста.

Введение и актуальность


Х.Л. Рош и Е.С. Бородин называли эмпатию одним из самых важных источников, способствующих развитию личности ребенка. Их идея состоит в балансе между потребностями ребенка и родителей. Если баланс соблюдается, то это делает воспитание ребенка эффективным [2]. Эмпатия в детско-родительских отношениях возможна, только если родители понимают чувства детей, принимают участие в их жизни, их делах и дают им некоторую самостоятельность. Таким образом, у детей начинает формироваться способность к эмпатии.
К. Роджерс также занимался изучением эмпатии и определял ее как способ существования с другими людьми. Он считал ее способностью, как бы, временно пребывать во внутреннем мире другого человека, полностью отбросив суждения и стереотипы, понимать его внутренний мир [1].
В отечественной психологии понятие эмпатии появилось лишь в начале 70-х годов XX века. Первой, кто начал активно работать над феноменом эмпатии и ввел ее понятие в отечественную психологию, является Т.П. Гаврилова [18].
Т.П. Гаврилова, опираясь на различные трактовки феномена эмпатии, выделяет группы встречающихся наиболее часто.

Заключение и вывод


Итак, изначально эмпатия, как феномен, была связана с изучением таких наук, как философия и этика, и обозначалась термином «симпатия». Даже в словаре В. И. Даля симпатия определяется как сочувствие и сострадание, а также беспричинное влечение к кому-либо или чему-либо. А сам процесс «симпотизирование» означает сочувствовать, быть заодно.
Сам термин «эмпатия» ввел Э. Титченер в 50х годах XX века, позаимствовав немецкое слово «Einfuhlung» (дословно «вчувствование») у Т. Липпса и его теории о процессе вчувствования или познания человеком живых и неживых объектов окружающего мира.
Позднее многие ученые-психологи изучали феномен эмпатии, но многие до сих пор не могут прийти к единому мнению не только о значении термина, но и природе самого феномена, его механизмов, структуре.
Итак, эмпатия – это способность человека к сочувствию, сопереживанию, помогающая ему эффективно взаимодействовать с другими людьми, понимать их психологическое состояние, а также способствующая возникновению желания помочь другому, беспокоясь о его благополучии.
Эмпатия – одна из важнейших социальных эмоций, которая играет важную роль в формировании личности ребенка. Привитые ребенку нравственные качества и чувства постепенно превращаются в свойства личности, а дальнейшем проявляются в отношениях с людьми.
Эмпатия развивается с раннего детства, но активное развитие получает в младшем школьном возрасте, где за ее развитие отвечает уже не только семья, но и школа. Ребенок попадает в новый коллектив, новую среду, постепенно приобретая навыки общения.
Если дети хорошо осознают нравственные требования к поведению и поступкам людей, то у них возникают различные добрые позывы (от жалости и сочувствия, до желания помочь кому-либо). Данные позывы взрослым (родителям) нужно поощрять.
На проявление эмпатии влияют установки человека. Так, эффективность эмпатии снижается, если человек избегает личного контакта с окружающими и убеждает себя спокойно относиться к их проблемам и переживаниям. Установки, привитые с детства, так же как и эгоцентризм и испытываемый ребенком психологический дискомфорт, могут мешать формированию и проявлению эмпатии.
Эмпатия позволяет детям понимать других людей, их переживания, а также ценность другого человека. Ее развитие происходит непосредственно через взаимодействие с взрослыми. К концу обучения в начальной школе во время общения у детей увеличивается число эмпатийных актов, что способствует повышению уровня эмпатии.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ