Разработка стратегии развития предприятия

Цели и задачи

Целью данного исследования является разработка стратегического плана развития предприятия ООО «Цветы Черноземья».

Введение и актуальность


Каждый из этих подходов помогает в осмыслении критически важных вопросов, но ни один не дает ответа. Ответы порождаются процессом анализа и возникают как прозрения. Эффективное использование любого из подходов представляет собой искусство, так что разные менеджеры неизбежно будут предпочитать работать с одними подходами и избегать других [36, C. 114].
Этапы разработки маркетинговой стратегии компании представлены на рисунке 7.

Рис. 7. Концептуальная схема разработки маркетинговой стратегии компании[36, С.152].
Начинать разработку маркетинговой стратегии можно с определения текущего позиционирования компании. Т.е. необходимо зафиксировать, что из себя сейчас представляет компания с точки зрения продуктового портфеля и рынков, на которых она работает, стратегии ценообразования и т.д.
Причем такое описание должно быть сделано и по компании в целом и по каждому сбытовому направлению.
В целевом позиционировании компании должны быть указаны фактические значения всех ключевых показателей. Также в текущем позиционировании компании можно описать ее организационно-функциональную структуру, делая основной упор на маркетингово-сбытовых функциях.
Следующим этапом разработки маркетинговой стратегии компании должен быть анализ рынка.
В соответствующем разделе маркетинговой стратегии, посвященному анализу рынка, должна быть представлена следующая информация[24, С.54]:
- источники информации, используемые при проведении анализа;
- описание всех сегментов рынка, на которых работает компания;
- анализ цен;
- анализ каналов дистрибуции;
- конкурентный анализ;
- основные факторы, влияющие на развития каждого сегмента рынка;
- выводы по результатам анализа рынка.
Следует отметить, что сбор информации для проведения анализа рынка может осуществляться следующим образом: поиск информации из доступных (открытых) источников, например, в интернете; приобретение готовых отчетов с результатами ранее проведенных маркетинговых исследований; проведение маркетинговых исследований (собственными силами или с помощью специализированных агентств).
Параллельно с анализом рынка можно проводить и SWOT-анализ. SWOT-анализ должен содержать подробное описание[24, С.59]:
-сильных и слабых сторон компании;
- возможностей и угроз во внешней среде.
Кроме того должны быть сделаны выводы по результатам SWOT-анализа. В дальнейшем набор используемых инструментов стратегического анализа может быть расширен, но начать можно именно с использования общего SWOT-анализа.
После проведения анализа необходимо сформировать целевое позиционирование компании в целом и по каждому сбытовому направлению.
Ключевыми целевыми показателями компании могут быть[24, С.62]:
- выручка от реализации;
- доля рынка;
- известность брендов;
Все эти показатели должны быть зафиксированы как по компании в целом, так и по всем сбытовым направлениям. Причем в рамках каждого направления могут задаваться цели по продуктам и по каналам продаж.
Необходимо разработать генеральную маркетинговую стратегию для компании в целом и маркетинговые стратегии по каждому сбытовому направлению.
В генеральной маркетинговой стратегии должно быть прописано какие сбытовые направления компания планирует развивать. При этом должны быть зафиксированы все основные стратегические задачи (проекты) развития (и по компании в целом и по каждому сбытовому направлению). Также должна быть зафиксирована ценовая политика компании.
По всем сбытовым направления должна быть разработана детальная маркетинговая стратегия, которая должна в себя включать описание[20, С.45]:
- каналов продаж, которые компания планирует использовать для реализации своей продукции;
- стратегии продвижения брендов по каждому каналу (инструменту) продвижения;
- программы продвижения;
- маркетингового бюджета.
Таким образом, реализация маркетинговой стратегии должна позволить компании достичь желаемого (целевого) позиционирования в течение периода планирования. Т.е. разработанная программа продвижения и маркетинговый бюджет должны обеспечить реализуемость бюджета продаж. Нужно помнить, что должна быть определенная взаимосвязь между бюджетом продаж и бюджетом коммерческих расходов.
В рамках оценки реализуемости маркетинговой стратегии на основе качественных оценок основных рисков должна быть составлена «Карта рисков компании». Необходимо убедиться в том, что у компании отсутствуют риски с высокой вероятностью возникновения, а также с высоким уровнем влияния на итоговые показатели бизнеса.
Если же это не так, то нужно заранее предусмотреть программу мероприятий, которые необходимо будет реализовать, чтобы минимизировать влияние рисков.
Качественный анализ рисков реализации маркетинговой стратегии должен быть проведен по следующим типам основных рисков[20, С.47]:
- политические;
- рыночные (ценовые);
- конкурентные;
- экономические;
- кредитные;
- валютные;
- технологические и технические;
- организационные и правовые;
- чрезвычайные.
По результатам расчетов пессимистического варианта плана продаж (разработанного в рамках процедуры целеполагания) должно быть установлено, что своевременной реализацией мероприятий по минимизации влияния тех или иных рисков возможно добиться безубыточности основной деятельности компании (даже при пессимистическом варианте реализации стратегии).
Последним шагом разработки маркетинговой стратегии компании должна быть подготовка резюме. Т.е. формирование резюме по маркетинговой стратегии, также как и резюме по бизнес-плану производится в самом конце, хотя данный раздел помещается в самое начало документа «Маркетинговая стратегия компании».
Итак, разработка маркетинговой стратегии компании является несомненно очень важной, но и достаточно сложной задачей. Выполнение данной задачи может быть организовано в виде отдельного проекта или входить в состав проекта по разработке стратегического плана компании. В некоторых случаях компании принимают решение о привлечении консультантов для разработки маркетинговой стратегии.
Стратегия действительно требует сочетания гибкости и обязательств. Конфликт между этими характеристиками исчезнет, если осознать, что компания должна делать инвестиции сегодня (обязательства и предначертанность), чтобы создать возможности (гибкость), позволяющие ей преуспеть в изменчивом и неопределенном будущем.
Стратегия - это выбор производственных и функциональных возможностей, в которые следует инвестировать, и видов инвестиций, от которых следует отказаться.
Жизненно важное значение имеет устремленность на цели, составляющие основу конкурентного превосходства. Эти цели указывают направление стратегического позиционирования, которое невозможно заранее наметить или запланировать. Принимаемые на этом пути решения определяются их согласованностью с основными целями.

Заключение и вывод

После изучения теоретических аспектов разработки стратегии развития предприятия, пришли к следующим выводам.
Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. На сегодняшний день отсутствие стратегии предприятия мешает ему развиваться. Ее основная задача заключается в том, чтобы перевести предприятия из его сегодняшнего состояния в желаемое.
Предприятием выбрана стратегия фокусирования, которая основывается на выборе какого-то из сегментов отраслевого рынка и достижении на нем безусловных конкурентных преимуществ. В случае ООО «Цветы Черноземья» - это рынок коммерческой недвижимости среднего уровня.
Высшим звеном управленческой системы выступает собрание участников ООО «Цветы Черноземья». На предприятии используется линейно-функциональная организационная структура.
По проведенному экономическому анализу выявили, что несмотря на получение стабильного размера прибыли, показатели эффективности ООО «Цветы Черноземья» в 2012 году снизились. Это касается и показателей рентабельности продаж, рентабельности продукции и фондоотдачи.
В целом на деятельность ООО «Цветы Черноземья» оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. При этом, предприятие может повысить положительное и снизить отрицательное влияние за счет: укрепления действий на рынке, поддержания хороших отношений с властью; планирования своих действий; обеспечения эффективной маркетинговой политики, повышения качества работ и снижения цен; разработки политики по завоеванию новых потребителей; внедрения более экономичных технологий; привлечения заемных средств; стимулирования сбыта; использования Интернет.
До сих пор ООО «Цветы Черноземья» работало только в пределах г. Казани и ближайших районов. Больше было занято на рынке коммерческой недвижимости. В дальнейшем предприятие планирует расширить свою деятельность и ее масштабы, в том числе географически. ООО «Цветы Черноземья» хочет более углубленно внедриться в рынок недвижимости Высокогорского, Пестречинского, Зеленодольского и Лаишевского районов. Планируется акцентировать внимания не только на рынке коммерческой недвижимости, но и увеличить свою активность на рынке частных домов, коттеджей, гаражей и т.д.
Итак, для ООО «Цветы Черноземья» в качестве стратегии функционирования была выбрана стратегия дифференциации.
На основе системы сбалансированных показателей мы разработали стратегию развития и роста ООО «Цветы Черноземья», которая заключается в увеличении рентабельности продукции на 5,0% и рентабельности продаж на 3,2% в 2014 году за счет роста объема сбыта на 50%, снижения уровня затратоемкости по себестоимости на 2,09%, по управленческим расходам на 7,65% благодаря сокращению условно-переменных затрат. Увеличить объем продаж возможно на основе повышения лояльности заказчиков на 20%, увеличения клиентской базы на 35% (за счет высокого качества, широкого ассортимента, рекламы, Интернет-сайта). Высокое качество, в свою очередь, дает возможность и снизить затраты на производство. Также в этом значительную роль играют разработка системы бюджетирования, проведение инвентаризации материальных ценностей, снижение текучести кадров путем мотивации труда, разработка оптимизированной системы оплаты труда. Для повышения производительности труда на 60% также, в первую очередь, нужно добиться роста объема сбыта при относительно небольшом увеличении численности работников. Немалую роль здесь играет мотивация работников, снижение текучести кадров, обучение и повышение квалификации работников, и разработка должностных инструкции.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ