Экологическое воспитание в библиотеке

Цели и задачи

Целью данной работы является формирование экологического воспитания и экологического сознания школьников на мероприятиях, проводимых в библиотеке.

Введение и актуальность


Сейчас уже все признают, что библиотеки могут сыграть большую роль в экологическом просвещении, образовании и воспитании населения всех возрастов. Так почему же все-таки библиотеки? Ответ кроется в самой структуре организации. Где, как не в библиотеках, кладезях информации, просвещать население? К тому же, следует помнить, что работают в этих учреждениях грамотные люди с высшим образованием, которые уже сами по себе являются носителями экологической информации.
Все эти компоненты и делают библиотеку безальтернативным элементом в системе экологического просвещения. Важно, чтобы это осознавал каждый библиотекарь, чтобы в каждой библиотеке проводились мероприятия, посвященные экологии.
Основными направлениями работы библиотек в области экологического просвещения населения должны стать следующие пункты:
развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в экологическом просвещении, и считающими это направление престижным для формирования имиджа компании;
работа по целевым проектам, комплексным программам;
непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;
научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации.
Чтобы работа библиотек была более качественной и эффективной, библиотекари должны активизировать свою деятельность и начать массово распространять экологические знания, пропагандировать здоровый образ жизни. Они должны:
раскрыть интересней и ярче свои фонды;
постоянно изучать информационные потребности пользователей по проблемам экологии;
обеспечить доступ населения к достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и обмене опытом практической природоохранной деятельности независимо от места его проживания;
изучать экологические проблемы своего района, города;
расширить творческие связи со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений;
развивать сотрудничество с организациями, людьми, заинтересованными в улучшении экологической ситуации, с привлечением добровольцев из числа учащейся молодежи, работать с местной властью и общественностью.
Проблемы, конечно же, имеются. Но библиотекари могут сделать экологическое просвещение более разнообразным и целенаправленным. Для этого требуется программная деятельность, в которую следует включать все библиотеки: и городские, и сельские. В программе по экологической работе должны присутствовать циклы познавательных экскурсий, игры на знания экологии, специализированные занятия, встречи с интересными людьми, участие в народных праздниках.
Как показала практика, эффективная работа по экологическому просвещению населения должна обязательно проходить в тесном сотрудничестве с природоохранными организациями, фондами, предприятиями, частными лицами. Это значит, что вся деятельность библиотек по экологическому просвещению должна координироваться с большим количеством специалистов. Следует подключать людей, работающих в сфере культуры, отделе природных ресурсов и в охране окружающей среды. В обязательном порядке следует привлекать администрацию населенного пункта, инженеров-экологов. Будет замечательно, если библиотекари будут приглашать писателей-краеведов.
Библиотекари должны озаботиться не только содержанием программы по экологическому воспитанию населения. Важно, чтобы и внешний облик самих библиотек был соответствующим. «Театр начинается с вешалки», верно? Придомовая дворовая территория здания, в котором располагается библиотека, должна быть облагорожена. Хорошо создать там клумбы или цветники, посадить кусты, навести порядок. Таким образом, библиотекари могут дать своим читателям первый урок по формированию экологической культуры.
Многие библиотеки ставят перед собой ряд важных задач. Одной из них является воспитание понимания ценности природных богатств, любви к живой природе, стремление охранять окружающую среду и бережно относиться к своему здоровью. Библиотекари стремятся к тому, чтобы все мероприятия были направлены на то, чтобы читатели задумались над данными проблемами, чтобы нашли правильное решение.
На мероприятия по экологическому просвещению в библиотеки чаще всего приходят школьники, студенты и учителя. Но деятельность библиотек направлена не только на них. Сотрудники стремятся информировать об экологических проблемах и взрослое население. Эффективную поддержку в этом направлении играет проведение не совсем традиционных мероприятий, таких как районные экологические акции или экологические виртуальные фотовыставки, эколого-этнографические экспедиции, экологические лектории, видео-презентации, заочные познавательные путешествия и другие.
Основой информационной и просветительской деятельности библиотек является координация с общественными и государственными организациями, которые работают в области экологии. Многие библиотекари поддерживают партнерство с фондами и неправительственными организациями, предприятиями городов и поселков, различными учреждениями. Такое сотрудничество позволяет реализовывать множество проектов и программ экологической направленности. Сами же программы должны содействовать формированию нравственных основ экологической культуры подрастающего поколения. На таких мероприятиях библиотеки стремятся активизировать деятельность учреждений по формированию у населения бережного отношения к природной среде.
К примеру, во время работы над проектом «Мир экологии в мире просвещения: экологическая культура в интересах устойчивого развития» оформлялись подписки на такие журналы, как «Экология в школе», «Экология человека» и «Экология производства». Во время акции «Это наш мир - и нам его беречь» люди привлекались к очистке прилегающей территории и высадке кустов, цветов.

Заключение и вывод

Экологическое воспитание следует прививать человеку уже с рождения. Процесс этот непрерывен. От каждого из нас зависит природа и судьба планеты.
Формирование экологической культуры возможно и нужно. Следует заниматься не только патриотическим, эстетическим, литературным, духовно-нравственным, но и экологическим воспитанием подрастающего поколения. Данное направление перспективно, так как проблемы экологии сейчас очень важны. В решении этих проблем заинтересованы различные организации, сотрудничество с которыми будет полезно библиотекам.
Экологическое образование – это сложный, многоаспектный и длительный процесс, это систематическое, непрерывное и последовательное воздействие на личность в продолжение всей жизни, поэтому важно акцентировать внимание на экологическом поведении пользователей всех возрастов - и юношества, и взрослого населения. С этой целью необходимо разрабатывать новые подходы и формы библиотечной работы, которые будут способствовать развитию экологического поведения, формировать экологическое мировоззрение.
Экологическое просвещение читателей всех возрастов посредством книги становится одним из основных направлений в деятельности библиотеки. Такие мероприятия должны быть не разовыми, а систематическими. Работа по экологическому воспитанию должна постоянно совершенствоваться. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает.
Формирование экологической культуры – длительный и сложный процесс, который призван улучшать условия проживания нынешнего и будущего поколений, повышать личную ответственность каждого гражданина за окружающий мир.
Просветительскую функцию в деле формирования экологической культуры библиотека взяла на себя, как самый открытый и доступный общественный институт, доказав тем самым, что помимо информационного, образовательного и правового центра, библиотека может стать и центром экологическим, не только распространяющим экологические знания, но и воплощающим их на практике.
За весь период своего существования человечество сталкивалось и продолжает сталкиваться с множеством экологических проблем, в большинстве из которых повинен сам человек.
Сейчас люди должны научиться жить в содружестве с природой: следует хранить природное равновесие, рационально использовать ресурсы Земли, понимать последствия каждого воздействия на окружающую среду.
Сейчас страдает вся планета. На Земле не осталось ни одного уголка, в котором бы не было экологических проблем.
К сожалению, еще встречаются люди, уверенные в том, что проблемы экологии их не касаются. И они глубоко ошибаются. Если не сохранить экологию сегодня, то пропадает всякий смысл социально-экономического переустройства нашего общества. Каждый человек должен внести посильный вклад в восстановление и охрану окружающей среды.
Эти задачи можно осуществить только правильным экологическим воспитанием, привитием экологической культуры населению, развитию любви к природе у подрастающего поколения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ