Расчетно-кассовые операции банка, особенности организации

Цели и задачи

Цель курсовой работы – изучить особенности организации расчётно-кассовых операций коммерческих банков.

Введение и актуальность


На основании главных понятий банковского счёта, договора банковского счёта, порядка операций по банковскому счёту и главных форм расчётов, законодательным образом зафиксированных в Гражданском кодексе РФ, сформированы и приняты все будущие инструкции и положения, более детальным образом регламентирующие и регулирующие какой-либо вариант расчётно-кассового обслуживания.
Установление правил ведения кассовых операций является прерогативой Банка России (ст. 34 закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О ЦБ РФ»). На сегодняшний день существует 2 действующих документа, разработанных Банком РФ и регулирующих эти правила:
Предназначенное для банков Положение о порядке ведения кассовых операций в РФ, утвержденное документом Банка РФ от 24.04.2008 № 318-П.
Созданное для юрлиц и ИП указание Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юрлицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций ИП и СМП».
Для юридических лиц, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, также предусмотрен порядок расчета лимита остатка наличных денег в кассе, установление обязанности сдачи в банк сверхлимитной наличности и условий, при которых этот лимит может быть превышен.
Кроме того, Банком РФ разработаны условия расчетов наличными деньгами (указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У), которые регулируют:
- назначение расходования поступившей в кассу выручки;
- пределы расчетов между их участниками.
Бухучет КО регулируется правилами по ведению бухучета (приказ МФ РФ от 29.07.1998 № 34н) и ПБУ 3/2006 (приказ МФ РФ от 27.11.2006 № 154н), посвященным учету валютных обязательств.
При этом надо иметь в виду, что расчеты в инвалюте между резидентами на территории РФ запрещены (ст. 9 закона РФ от 10.12.2003 № 173-ФЗ), за некоторыми исключениями, связанными с расчетами, в которых участвуют банки или нерезиденты. Для наличных расчетов через кассу фирмы имеет значение выдача и прием подотчетных сумм по зарубежным командировкам.
Бланки первичных документов, применяемых при оформлении КО, утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88. Несмотря на то что действующий закон о бухучете отменил обязательность применения унифицированных форм при оформлении учетных операций (п. 4 ст. 9 закона РФ от 06.12.2011 № 402), в отношении КО эти документы по-прежнему должны оформляться на бланках, установленных Госкомстатом (информация МФ РФ № ПЗ-10/2012 к закону РФ № 402).
Этим же документом Госкомстата установлена форма актов инвентаризации наличных денежных средств и документов строгой отчетности, хранящихся в кассе. Порядок проведения инвентаризации подчиняется правилам, установленным приказом МФ РФ от 13.06.1995 № 49.
Вывод. Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты расчетно кассовых операций банка, выяснили, что содержание расчётно-кассовых операций коммерческих банков выражается в оперативном, точном, высокотехнологичном проведении расчётов в налично-денежной и безналичной форме согласно действующему банковскому законодательству, нормативным документам Банка России и внутрибанковским правилам, и документооборотом отдельного банка. Далее рассмотрим организацию расчетно кассовых операций на примере Альфа Банка.

Заключение и вывод

Расчётно-кассовые операции корпоративных банковских клиентов предусматривают ведение счетов предприятий и проведение расчётов по их поручению. Проведение расчётов и платежей для клиентов и для самих банков чаще всего и довольно обоснованно относят к главным и даже ключевым банковским операциям, то есть таким, которые могут констатировать саму суть операций банка как кредитного заведения.
Итак, главные банковские операции, в той или иной степени, проводятся в пределах расчётно-кассового обслуживания разных категорий клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.
Банковские операции в пределах расчётно-кассового обслуживания проводятся в наличной и безналичной формах.
Главные функции расчётно-кассовых операций выражаются в организации деятельности по обслуживанию клиентских счетов; осуществлении безналичных расчётов и налично-денежного обращения по расчётным и текущим счетам организаций разных форм собственности; предоставлении консультативной помощи своим клиентам и их партнерам по различным вопросам, относящимся к компетенции отдела.
Банковские услуги улучшаются и модернизируются в рамках текущих реалий и развития новых банковских технологий. К подобным можно отнести, в первую очередь, разные модификации дистанционного управления счетами (интернет-банкинг, клиент-банк, удаленный расчётный центр, электронный клиент и т.п.); развитие «пластикового» варианта обслуживания (выдача корпоративных банковских карт, эквайринг, предложение зарплатных проектов); развитие новых услуг по успешному управлению капиталом (cash management); депозитарное обслуживание.
В ходе рассмотрения иностранного опыта определена потребность: во внедрении передовых технологий в российских банках; в реорганизации каналов реализации; в формировании новых консультационных структур, мини расчётных центров; диверсификации работы банка с помощью оказания внебалансовых услуг; вывода на рынок свежих банковских продуктов; расширения проектов расчётно-информационного обслуживания корпоративных клиентов; развития различных инвестиционных банковских услуг.
Спецификой стратегии расчётно-кассового обслуживания корпоративных клиентов выступает детальная сегментация клиентской базы, на базе которой были выработаны ключевые технологические и маркетинговые подходы для взаимодействия с клиентами.
Расчётно-кассовые операции Банка осуществляются под эгидой Учетно-операционного управления, содержащего расчётный и операционный отделы, инкассацию, бухгалтерию и кассовое управление. Временная длительность расчётно-кассового обслуживания ограничивается рамками операционного дня, определённого банком.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ