Использование разнообразных средств в воспитании детей

Цели и задачи

Цель исследования: изучить педагогические условия реализации технологии проектной деятельности в процессе воспитания младших школьников.

Введение и актуальность


В то же время человеку необходимо иметь определённый внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества и государства, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротические реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада [Денисова О.П., 2008].
Происходящие в современном обществе преобразования несут за собой изменение в формулировке цели, задач, содержания, форм и методов воспитания в начальной школе.
Анализ современной литературы позволил определить цель воспитания в начальной школе - формирование гармонично развитой личности, адаптированной к условиям реальной жизни, способности самостоятельно строить жизнь, достойную человека [Крысько В.Г., 2006].
Представленная цель охватывает весь педагогический процесс образовательного учреждения, способствует интеграции учебных занятий и внеурочной жизни школьников, включает разнообразные виды деятельности школьников, общение, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:
Создание и поддержание условий для формирования личностных качеств школьников.
Укрепление здоровья школьников средствами физической культуры и спорта.
Вовлечение школьников в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма [Бим-Бад Б.М., 2007].
В содержание воспитания в начальной школе входи формирование отношения к вещам, к природе и животным, к отдельным людям, отношение к семье, государству, труду, к внешним нормам жизни, к нравственности, к науке, искусству, самому себе [Коджаспирова Г.М., 2005].
В соответствии с содержанием воспитания младших школьников осуществляется отбор форм и методов воспитательной работы.
Под формами воспитания понимаются способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся [Коджаспирова Г.М., 2005].
В литературе наиболее распространена классификация форм воспитания, осуществляемая с опорой на организацию учащихся – в данной классификации выделены массовые формы, кружковые формы (групповые и индивидуальные) [П.И. Пидкасистый, 2009]. В литературе также представлен перечень форм, используемых при решении отдельных задач воспитания младших школьников, так, например, рекомендуется при организации умственного воспитания использовать викторины, аукционы знаний, конкурсы знатоков, конкурсы проектов, деловые игры; при решении задач нравственного воспитания используются диспуты, круглые столы, беседы на этические темы, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции.
Процесс воспитания в начальной школе осуществляется с использованием разнообразных методов. В целом все методы воспитания делятся на: методы формирования сознания (объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример), методы формирования поведения (упражнение, приучение, требование, поручение, воспитывающие ситуации) и методы стимулирования (поощрение, соревнование, награждение, одобрение) [Крысько В.Г., 2006].
Итак, воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. Анализ современной литературы позволил определить цель, задачи воспитания младших школьников, а также сформулировать содержание, формы и методы осуществления воспитательного процесса в начальной школе.

Заключение и вывод

В ходе написания работы нами был осуществлён теоретический анализ понятия воспитания и средств воспитания.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. Анализ современной литературы позволил определить цель, задачи воспитания младших школьников, а также сформулировать содержание, формы и методы осуществления воспитательного процесса в начальной школе.
Под средствами воспитания понимается предмет среды или жизненной ситуации, которые преднамеренным образом включаются в воспитательный процесс. Основными средствами воспитания школьников являются: виды деятельности школьников, предметы, вещи, которые окружают воспитанников, произведения и явления духовной и материальной культуры, охватывающие искусство и общественную жизнь, конкретные мероприятия, входящие в систему воспитательной работы.
Под проектной деятельностью будем понимать способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Были проанализированы условия проектной деятельности в воспитании в начальной школе. Был сделан о возможности использования проектной деятельности в воспитании младших школьников. Использование проектной деятельности способствует не только развитию познавательного интереса учащихся, но и позволяет учащимся применять приобретённые знания на практике, проявлять инициативу и творчество при разработке и реализации проекта, при оформлении и представлении результатов проекта.
Нами были представлены практические пути реализации проектной деятельности во внеклассной деятельности. Был сделан вывод о возможности использования проектной деятельности в воспитании младших школьников, были приведены примеры разработки и реализации проектов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ