РАБОТА НАД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТИЛИСТИКЕ

Цели и задачи

Цель данной работы – изучить методику работы над средствами выразительности на уроках стилистики.

Введение и актуальность


Как известно, о возможности выделения той или иной области исследований в самостоятельную науку можно говорить лишь тогда, когда есть особый предмет исследования, специфические понятия и категории, проблематика и, наконец, методы. Все это есть у современной стилистики. Итак, стилистика имеет свой особый предмет исследования. Как указывалось, стилистика:
1) изучает выразительные средства и возможности языка;
2) определяет круг языковых средств и закономерности их функционирования в различных речевых разновидностях, обусловленных целями и задачами общения;
3) исследует речевую системность стилей, которая складывается в речевой деятельности под воздействием внелингвистических факторов.
Стилистика имеет ряд специфических понятий и категорий: стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма, речевая системность стиля, стилеобразующие факторы.
У стилистики есть своя проблематика. К основным проблемам стилистики можно отнести следующие:
1) понятие стиля вообще, и функционального стиля в частности; соотношение стиля языка и стиля речи;
2) определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общения;
3) классификация функциональных стилей;
4) соотношение лингвистического и экстралингвистического в стилистике;
5) проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле (проблема идиостиля);
6) соотношение функциональных стилей и форм речи (книжная / разговорная);
7) взаимодействие стилей и их целостность;
8) соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой;
9) проблема отношения языка художественной литературы к функциональным стилям;
10) определение стилистических норм и их исторического характера;
11) проблема диахронии и синхронии в стилистике.

Заключение и вывод

На современном этапе развития языкознания стилистика является одной из наиболее динамично развивающихся лингвистических дисциплин. Возникают новые направления стилистики, например, диахроническая стилистика, сопоставительная стилистика, гендерная стилистика. В рамках традиционных направлений стилистики появляются новые аспекты исследования. Этому во многом способствует тот факт, что стилистика, как и любая функционально- коммуникативная лингвистическая дисциплина, тесно связана с экстралингвистическими факторами. Начало ХХI века ознаменовалось существенными социальными и политическими изменениями. Под воздействием экстра- лингвистических факторов происходят изменения как внутри отдельных функциональных стилей, так и в системе функциональных стилей в целом.
Изобразительные средства разнообразны и необходимо познакомить учащихся с их особенностями, функциями и целями использования.
На уроках русского языка мало внимания уделяется образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать в своей речи изобразительные средства языка.
Существует ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которые необходимо использовать на уроках русского языка.
На уроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образной стороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работ, которая будет способствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственной речи.
Работу над изобразительно-выразительными средствами языка целесообразно осуществлять на материале текстов не только художественного, но публицистического стиля с учетом функциональных особенностей изобразительно-выразительных средств в зависимости от стилевой принадлежности текста.Работа над изобразительно-выразительными средствами на уроках русского языка создает условия для реализации разных уровней интеграции: на внутрипредметном (как взаимодействие слова и текста, как интеграция категорий лингвистических и категорий, характеризующих эстетический аспект высказывания); на межпредметном (как связь курсов русского языка и литературы).
Работая с изобразительно-выразительными средствами на уроке, мы можем последовательно реализовать функциональный подход к рассмотрению языковых явлений.  Учителю необходимо для таких уроков подбирать дидактический материал, который будет обеспечивать возможность наблюдения над тем, как употребляются лексические, грамматические средства языка в текстах разных стилей; создаст для учащихся ту речевую среду, которая формирует ценностное отношение к родному слову и поможет организовать практическую деятельность исследовательского и творческого характера.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ