Публицистика Л. Троцкого 20-30-х годов XX века

Основные отличительные черты публицистических жанров в творчестве Троцкого Л. Д. – это их актуальность, злободневность и преобладание в них личностного начала Троцкого. Отдельные содержательные акценты, целенаправленность, определенный пафос, особенности стиля и поэтики – все это продиктовано личностными характеристиками автора.
Безусловно, многое в личности возможно понять в соотнесении с его биографией, о которой выше упоминается. Так как личные мотивы публицистики Троцкого Л. Д., ее идеологический пафос можно понять только с учетом биографических данных на протяжении всей его жизнедеятельности.
В формировании личности детство — значит очень много, так как в этот период закладываются основы личности, которые не поддаются анализу. Возможно, именно в этот период жизни у Троцкого отложилось негативное отношение к деревне и крестьянству. О деревне спустя время он неоднократно писал, что для него это синоним чего-то косного и застойного. Никогда он не стеснялся в своих высказываниях о деревне, зачастую выражая свое отношение к этому слою крайне негативное [10, c. 8].
Отличительной особенностью стиля Троцкого было еще и то, что в нем отсутствовали приметы национальности. Это универсальный и гладкий стиль, без народных мотивов и традиционных для русской литературы характеров. Именно, поэтому его творчество является понятным для всех западных читателей из-за отсутствия национальной характеристики.
С самого детства Троцкий стремился быть первым, в результате чего у него развивалось тщеславие, которое его сопровождало на протяжении всей жизни. Поэтому эгоцентризм и самомнение составляют отличительную черту не только его личности, но и всего его творчества [11, c. 13].
В публицистике Троцкого отсутствуют яркие образы, интересные сравнения и метафоры, его «суховатый» стиль демонстрирует сугубо интеллектуальность, которая никак не смягчена чувствами.
Можно отметить, что Троцкий практически из рук пера не выпускал, если не мог писать, то просил секретарей речи за ним стенографировать, а позже их лично поправлял, посылал их в разные издания в качестве статей [12, c. 56].
На протяжении всей своей жизни он пытался документировать все события, которые с ним или вокруг его происходили. Идея революции Троцкого заставила мерить искусство политическими мерками, основными критериями для него стали преданность революции и верность идее, что четко прослеживается в его критических статьях.
Что касается тех статей, которые им были написаны до того, как им овладела идея революции. То, находясь в ссылке в сибирском селении он хватался за любую тему, следовательно, его творчество отличалось небывалым для него разнообразием в тот период. Он писал о современниках, классиках, писателях, врачах, журналистах, известных людях и даже о сомнамбулизме.
Часто он печатался в местной газете «Восточное обозрение», кое-какие работы отправлял за границу, некоторые попали в «Искру» и получили положительный отклик. Его работы вызывали интерес, логическое мышление и острый ум ему позволяли рассуждать о событиях и предметах, которые ему были знакомы только поверхностно и понаслышке [13, c. 29].
Без сомнения, Троцкий обладал литературным талантом, что признавал Ленин и другие представители старой гвардии. Малоизвестным фактом является то, что, работая в издании «Искра» он являлся соавтором «Британики», для которой он написал статью о Ленине.
Одной из характерных черт письма Троцкого является еще и то, что наблюдаются строго функциональные и лаконичные названия статей. Что особенно заметно в начале его творчества, спустя время после депортации, ореол трагического героя в стиль Троцкого привнесет особый пафос [14, c. 31].
Что касается критики, то негативные черты критики вытекают из специфики жанра публицистики, так как задача публицистики – определить проблему и по мере возможности ее решить, также общество побудить к ее решению. Троцкий литературную критику применял как повод для публицистического выступления на политическую или социальную тему.
Утилитаризм и прагматизм для него всегда были мерой всех явлений и вещей, и марксистские представления о классовой обусловленности всех процессов социального общества находили место в мировоззрении Троцкого естественно, легко и гармонично.
Стиль Троцкого отличается железной логикой изложения, прозрачной ясностью, категоричностью оценок и простотой восприятия, в композиции статей того времени отмечается единонаправленность и цельность. Первые статьи зачастую перегружены цитатами, заметно обстоятельное и неторопливое изложение с многочисленными отступлениями, которые позже перешли в телеграфную лаконичность формы из-за убыстряющегося темпа жизни [15, c. 42].
Троцкий на протяжении всей своей жизнедеятельности был очень тверд в собственных убеждениях, зачастую он был излишне догматичен. Он всегда пытался создать в своем воображении особый иллюзорный мир, который ему представлялся светлым будущим для всей планеты.
Все свои убеждения он пытался выразить и преподнести обществу в том числе и при помощи своей публицистики, что зачастую ему удавалось осуществить довольно успешно.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ