ПТСР

Цели и задачи

Цель исследования: выявить особенности проявлений коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.

Введение и актуальность


Искусство воспроизводит самые разнообразные модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.
Таким образом, логика анализа составляющих компонентов коммуникативной компетентности личности как субъекта общения выводит на три ее уровня: соционормативный, сигнификационный, акциональный.
В совокупности три названных уровня и характеризуют степень коммуникативной компетентности личности как субъекта общения [40, c.128].
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетентности личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у подростка были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.
Подростки должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.
В частности, в своих исследованиях Г. Уиддоусон стал использовать такое понятие как «коммуникативные функции». Он различает коммуникативные функции по их принадлежности к той или иной социальной ситуации. Это делает процесс обучения подростков не только интересным, но и социально значимым, формирует у учащихся стиль поведения в обществе, т.е. учит общественным нормам и правилам, а также развивает интерес к культурным традициям и обычаям других народов [28, c.159].
Показателями сформированной коммуникативной компетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики и жестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповое взаимодействие подростков.
Формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации подростков, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.
Исследователи И.Н. Горелов, В.Р. Житников, Л.А. Шкатова отмечают такое свойство личности как коммуникабельность. Быть коммуникабельным - означает быть склонным к общению с людьми, проявлять инициативу в установлении и поддержании контакта, хотеть и уметь передавать свои мысли. Одним из главных качеств подростка, способного к общению, исследователи называют способность к рефлексии, эмпатию [41, с.38].
Подросток должен суметь поставить себя на место другого, проявить свое сопереживание и сочувствие.
Ученые также выделяют четыре стадии общения:
1. Ориентировка в окружающих условиях, дистанция взаимодействия в зависимости от цели, социальный контекст (в зависимости от целей общения);
2. Формирование смыслового содержания высказываний (подбор лексики, речевых оборотов);
3. Непосредственный ход общения, обмен высказываниями, ориентированными на партнера, речевое взаимодействие (сам коммуникативный акт);
4. Отключение от собеседника, выход из ситуации [39, с.83].
В последнее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии, достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты:
1. Эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2. Когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3. Поведенческий (отражает способность подростка к сотрудничеству, сов-местной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности).
В процессе коммуникации перед подростками возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает учащихся проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая форма общения создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, оптимизма.
Внеситуативно-личностная формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать мысли своего партнера, его переживания, позволяет подростку уточнить представление о самом себе.
Перечисленные внешние поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Однако для успеха в профессиональной деятельности важно развивать также социальную компетентность, которая в конечном итоге формирует так называемый социальный интеллект, востребованный как практикой менеджмента, менеджмента персонала, так и в деятельности всех специалистов, работающих с другими людьми (Приложение 1).
Предложено следующее определение социального интеллекта В.Н. Кунициной. «Социальный интеллект – глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений» [26, с.470].
Таким образом, проанализировав возрастные особенности, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте актуальным является взаимодействие и формирование коммуникативной компетентности, под которой понимается не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения.

Заключение и вывод

В настоящее время, чтобы быть успешным человеком необходим высокий уровень развития коммуникативной компетентности, который активно формируется в подростковый период.
В общем понимании, коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности. Подростковый возраст является сенситивным для социального и эмоционального, интенсивного личностного развития.
При доминировании дистанцированных форм общения по средствам интернет-ресурсов у подростков наблюдается низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности: не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом, в общении используют примитивные невербальные способы общения.
Анализ исследования коммуникативной компетентности подростков позволили убедиться в том, что у подростков недостаточно развиты коммуникативные умения, но, при этом, выражена потребность в общении со сверстниками и стремление к совершенствованию своих коммуникативных способностей.
Для развития коммуникативной компетентности подростков была разработана программа развития. Была сформирована группа из 10 учащихся, по результатам первичной диагностики, показывавшие низкие результаты развития коммуникативной компетентности.
Данная программа ориентирована на подростков, которым необходимо развитие коммуникативных навыков при взаимодействии. Целью программы является развитие коммуникативной компетентности подростков.
После проведения программы получены результаты, свидетельствующие о положительных изменениях в развитии коммуникативной стороны личности подростка, подтвержденных с помощью T – критерий Вилкоксона. После прохождения программы развития коммуникативной компетентности у подростков повысился уровень развития коммуникативного контроля, так как положительный сдвиг подтвержден на уровне значимости 0,05 критических значений Т - критерия Вилконсона, а также после прохождения программы развития коммуникативной компетентности улучшились коммуникативные навыки, так как положительный сдвиг подтвержден на уровне значимости 0,05 критических значений Т - критерия Вилконсона.
В целом, следует отметить, что исследование коммуникативной стороны личности подростков является достаточно актуальной темой, требующей дальнейшей реализации. Полученные нами результаты требуют дальнейшего осмысления, многие аспекты требует более глубокого изучения и интерпретации, в ходе которого могут возникнуть новые области в изучении данной проблематики.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что после прохождения программы развития коммуникативной компетентности у подростков может повыситься уровень развития коммуникативной компетентности, а именно мотивация к достижению, умение слушать, стремление к принятию, а также самоконтроль в общении подтвердилась.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ